Громкие слова
Громкие слова на старые дрожжи
Молоком бешеной коровы иносказательно называют спиртное. Этот напиток появился ещё во времена правления Бориса Годунова. Под молоком бешеной коровы мы чаще всего подразумеваем водку или любое другое жидкое вещество, способное довести человека до бешенства.
Водка – напиток традиционный. Начали её готовить давно, ещё во времена Бориса Годунова. Но рецептура была тогда совершенно другой, да и цвет тоже. Этот крепкий напиток имел зелёный оттенок. Потом поляки принесли новый рецепт, и у нас появилась горилка, потому что жидкость горела на воздухе. Дмитрий Менделеев придумал рецепт классической прозрачной водки, которую стали называть беленькой или белой, видимо, по сравнению с предыдущими её вариантами. Дальше у нас включилась игра слов: белый напиток – молоко, только имеется в виду, конечно, не обычное молоко, а то, что способно вывести человека из себя, то есть молоко бешеной коровы.
Есть ещё одно выражение о тех, кто не ведёт трезвый образ жизни: "на старые дрожжи" говорят про давно опьяневших. Появилась фраза благодаря квасу, вернее, закваске. Это размокший хлебный мякиш с добавлением изюма, небольшого количества остатков кваса, то есть такая среда, в которой очень активно размножаются винные дрожжи.
Но если так называемый первый квас созревал довольно долго – неделю, а то и две, то вторая порция, замешанная на этой же квасине, доходила до кондиции за считаные дни. Именно поэтому у нас и произошёл перенос: старые дрожжи употребляются в отношении запойных пьяниц и алкоголиков, которым достаточно минимальной дозы алкоголя, чтобы вновь прийти в опьянённое состояние, потому что на старые дрожжи пьянеют гораздо быстрее.
Старыми дрожжами была не квасина, а тот осадок, который выпадал в квасе, когда дрожжи превращались в споры. Поэтому выражение "старые дрожжи" может иметь и второй смысл. Человек, который когда-то был шумным, активным, но с возрастом перестал куролесить, шуметь, хулиганить и стал совершенно спокойным.