Меню

Москва 3:24 27 июля 2024

Главный экспонат

Самая дорогая картина Ротко

За что художника называли маляром? Каких условий он требовал для своих полотен? И почему его феномен сложно объяснить? Покажет рубрика "Главный экспонат".

Существуют художники, чей фирменный стиль безошибочно узнаётся даже неспециалистами. Их живопись обладает особой аурой магнетизма и притяжения.

В 2012-м полиция Скотланд-Ярда начала расследование случая вандализма в лондонской галерее. Неизвестный испортил картину Марка Ротко, одного из самых дорогих современных художников. Спустя два дня вандала задержали.

Марк Ротко – ведущий представитель абстрактного экспрессионизма. Коллекционеры покупают его работы за миллионы долларов, а критики чаще называют его маляром, чем художником. Вообще феномен Ротко объяснить достаточно сложно.

"Мои картины – это непредсказуемое путешествие в неизвестный мир. Скорее всего, зритель предпочёл бы в него не отправляться".

Он любил писать достаточно крупные изображения, например платформы метро или колонны, в них уже можно увидеть его первые шаги к абстрактной живописи. В 1933 году в Портленде состоялась первая персональная выставка художника. Тогда он ещё подписывал работы как Маркус Роткович. Через семь лет художник возьмёт псевдоним Марк Ротко и приобретёт всемирную известность. Именно тогда он начал создавать свои мультиформы, а чуть позже пришёл к фирменному сочетанию цветов, которые и сделали его знаменитым.

По легенде, в 1949-м Марк Ротко увидел полотно Матисса "Красная студия". Работа так потрясла художника, что он несколько часов простоял у полотна. "Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им", – вспоминал он. Впоследствии художник создаст картину "Посвящение Матиссу".

Ротко часто выставлялся, но требовал для своих полотен специального освещения и развески. Он был категорически против того, чтобы его работы висели по соседству с работами других художников и предпочитал, чтобы они занимали большие площади с белыми стенами.

Художник использовал уникальную технику, которую скрывал даже от ассистентов. Чтобы добиться быстрого высыхания разных слоёв краски без их смешивания, мастер применял натуральные ингредиенты. Благодаря специальной аппаратуре учёным удалось определить, что количество слоёв на разных картинах достигало двадцати, причём это могли быть едва отличающиеся оттенки.

Одна из самых дорогих работ художника – "Оранжевое, красное, жёлтое". Она словно затягивает зрителя в потустороннее пространство. Когда стоишь перед ней, часто непонятно, в каком мире ты находишься.

"Мне неинтересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций: трагедии, экстаза, отчаяния и так далее".

Очевидцы говорят, что ни одна фотография и репродукция не могут передать тот масштаб и ту магическую силу, которые производят работы на самом деле. Неудивительно, что коллекционер заплатил за неё свыше 86 миллионов долларов.

Марк Ротко – художник больших полотен. Он объяснял это, как попытку добиться интимности со зрителем, чтобы тот мог почувствовать себя внутри картины. Художник даже закрашивал боковины холстов, словно пространство картины не имело границ. Чтобы правильно понять замысел Ротко, стоит воспользоваться его советом и подойти к картине как к своего рода медитации, смотреть её в полной тишине и одиночестве.



Смотрите также

Субботний Рамблер