Громкие слова
Волчьи громкие слова
Тамбовский волк тебе товарищ – говорим мы тому, к кому испытываем отнюдь не дружеские чувства. Попробуем разобраться, как животное стало символом неприязни.
Первая версия происхождения фразы уходит корнями в середину XVII века. Изначально крепость Тамбов создавалась для защиты Московского княжества от набегов кочевников. В то время эта местность была отдалённая, очень опасная и туда отправляли преступников. И за лихой нрав их называли волками. Естественно, что в области, где было много волков, это выражение прижилось и преступники стали тамбовскими волками.
А ещё к этому фразеологизму имеет отношение королевская конница Великобритании. Очень уж любили английские кавалеристы волчий мех. Россия активно торговала с другими странами, и английские купцы покупали у тамбовских коллег по цеху волчий мех. Англичане не очень хорошо знали русский язык, и когда купцы выходили на торг, они просто кричали: "Тамбовский волк", призывая к себе торговцев.
Ещё одна версия происхождения выражения связана с тамбовскими крестьянами. Дело было в дореволюционной России. Есть свидетельства того, что тамбовские крестьяне после окончания посевных работ разбредались по окрестным областям и за бесценок нанимались на любую работу, говоря современным языком – демпинговали. Естественно, местным жителям это не нравилось, и они говорили: вот опять тамбовские волки рыскают по дворам и обесценивают работу.
Вторая часть фразы "тамбовский волк тебе товарищ" добавилась к ней после выхода на экраны фильма "Дело Румянцева" в 1956 году. Там главный герой шофёр, обращаясь к сотруднику правоохранительных органов, произносит: "Товарищ капитан", на что получает резкий ответ: "Тамбовский волк тебе товарищ". После этого фраза стала крылатой и вошла в наш язык.
И волки сыты, и овцы целы – говорим мы, когда достигли компромисса и всем угодили.
Это выражение пришло к нам из лексикона пастухов. Дело в том, что пастухи всё лето проводили на пастбище. И если из стада пропадала какая-нибудь овца, то компенсировать стоимость овцы несчастный пастух должен был из своего кармана. Никому не хотелось это делать, тем более что на стадо постоянно нападали волки. И тогда пастухи намеренно в своих отчётах стали занижать количество появившихся ягнят. Первыми хитрить подобным образом начали пастухи в Древней Греции. Таким образом осенью количество голов было таким же или даже большим, чем когда его получал несчастный пастух. И выходило, что и волки сыты, и пастухам хорошо.