Люди настроения
Семён Фарада: "Я не звезда, я – Млечный Путь"
Сын красноармейца Льва Фердмана после школы хотел учиться в Академии бронетанковых войск, но передумал. Окончил Сеня МГТУ имени Баумана.
Мария Полицеймако, актриса, вдова Семёна Фарады:
– Я просила его: "Сеня, посмотри, что там испортилось. Ты же окончил Бауманское училище!" А он отвечал: "Маша, вызовем специалиста". Прибить или починить своими руками он ничего не умел.
Четыре года он носил флотскую форму. А пока служил, руководил эстрадной группой Краснознамённого Балтийского флота, состоявшей из него одного. Открывшийся актёрский талант привёл Фараду в театральную студию при МГУ. Он ещё работал инженером, когда режиссёры обратили внимание на его колоритное лицо.
После первых киносъёмок на "Таджик-фильме" директор студии предложил ему восточный псевдоним. "Пусть будет как Шарад-Фарад", – сказал он, объяснив, что фамилии Фердман нет в Таджикистане. Так появился актёр без актёрского образования по фамилии Фарада. Тем не менее Юрий Любимов пригласил его в Театр на Таганке.
Юрий Любимов, режиссёр:
– У него была удивительная мягкость, свой тон какой-то найденный, свои шутки, прибаутки.
"Всем играть, как я сказал. Отсебятину Фарады утвердить", – говорил Любимов, зная, что его импровизации всегда пойдут в народ. Большой и чистой любовью Семёна Фарады стала актриса Мария Полицеймако, с которой они вместе работали в театре.
Мария Полицеймако, актриса, вдова Семёна Фарады:
– Мы оба в это время были несвободны, но влюбились друг в друга. Так начались наш роман и наша жизнь.
Другим его страстным романом был кинематограф. Путём сложных комбинаций в театре он выкраивал для него время. "Уно моменто!" – кричали вслед прохожие. Истинный комик, он, может быть, и мечтал о роли Гамлета, но втайне. В жизни он был весёлым, скромным, и умел говорить на одном языке со зрителем и соседом, продавцом и сантехником. Лишь однажды он не смог найти общий язык. Когда поздним вечером ехал с друзьями в машине.
Михаил Полицеймако, актёр, сын Семёна Фарады:
– Их остановили ребята с автоматами, омоновцы. Его – на капот, руки – за спину. Привозят в отделение: "Как зовут?" – "Семён Фарада!" – "А что Вы здесь делаете?"
Юрий Любимов, режиссёр:
– И после этого он заболел. У него случилось нервное расстройство. Он был очень ранимым человеком.
Его не забывали, даже когда он болел. В гости приходили всё те же зрители и соседи, продавцы и сантехники. "Семён Львович, став звездой, вы добились, чего хотели?" – как-то спросили его. "Нет, я не звезда. Я – Млечный Путь", – ответил Фарада.