Это интересно
Исчезающие достопримечательности
Скорее в Венецию! Пока она ещё существует… Звучит фантастически, но легендарный город на воде буквально уходит под эту самую воду. Примерная скорость погружения – 5 миллиметров в год. В Венеции постоянно становится всё больше людей и сооружений, так что грунт оседает ещё быстрее. Но основная причина в другом: люди хотят пить и пытаются раздобыть пригодную для этого жидкость не слишком деликатными способами.
Александр Березин, директор Московского подводно-археологического клуба:
– Главная причина – хаотичная добыча артезианской воды, в результате которой происходит смещение грунта. Это очень серьёзная проблема. Это не море идёт навстречу Венеции, а Венеция проседает навстречу воде.
Согласно прогнозам, городу осталось не больше ста лет. И, к сожалению, это не единственная исчезающая достопримечательность!
Дождевые леса Амазонии тоже находятся на грани вымирания. Самый большой массив тропического леса расположен на территории 9 стран. И каждая хотя бы немного, но вырубала деревья со своей стороны ради сельского хозяйства или заселения территорий. Никто не хотел ничего плохого! Но оно случилось. Учёные вынесли вердикт: сложная биосистема восстановлению не подлежит.
Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии:
– На каждом гектаре расположены сотни видов деревьев и кустарников. Вырубая большие площади, мы теряем тропический лес необратимо.
Необратимо уходит в небытие и Большой Барьерный риф. Это удивительно красивое место является ещё и самым крупным в мире природным объектом, созданным живыми существами. Почти 345 тысяч квадратных километров сплошных кораллов! Крошечные полипы, из которых они состоят, страдали сначала от деятельности человека, а теперь обречены на гибель из-за глобального потепления.
Александр Березин, директор Московского подводно-археологического клуба:
– Из-за повышения температуры воды кораллы обесцвечиваются и разрушаются. По оценке специалистов, за последние 25 лет погибло порядка 40% полипов.
Потепление вмешалось и в ландшафт северных широт. Неожиданно позеленела арктическая тундра. В непривычном здесь тепле появляются нехарактерные растения – высокие деревья и травы вместо низких кустарников и мхов. Пустынная тундра перестаёт быть на себя похожей и превращается в тайгу. Но это, к счастью, явление временное, хоть и в масштабах сотен лет.
Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии:
– Это цикличный процесс: то лес двигается на север, то отступает на юг. Всё зависит от того, тёплый или холодный период наступает.
Хорошие новости приходят только из американской Флориды. Местный заповедник Эверглейдс считается одним из красивейших мест в мире. Вечные болота вечно кишели аллигаторами. Но в 1993 году парк признали природным объектом, которому угрожает опасность. Сильная засуха серьёзно повредила крокодилам. Однако рептилии смогли оправиться.
Сергей Огурцов, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ:
– За последние 10–12 лет численность аллигатора миссисипского заметно возросла.
Да и сам парк сегодня вне опасности. Никакой хозяйственной деятельности здесь не ведётся. 86% территории – зона абсолютно дикой природы.
Дарья Новикова, "Настроение"