Люди настроения
Ефим Копелян: "Меня зовут не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович"
Ефим Захарович Копелян. Родился в белорусском городке Речице. Учился в Ленинградской Академии художеств. Увлёкся театром и стал актёром БДТ. Снимался в кино. Народный артист СССР.
"В детстве я мечтал совершенно о другом, но если бы пришлось жить сначала, не представляю себя вне театра".
Впервые он вошёл на сцену, минуя дверь, через окно, а вышел и вовсе через камин – таким волнительным оказался дебют. В театре он познакомился с молоденькой актрисой Людмилой Макаровой, и в мае 1941-го его женой стала будущая Ханума.
Блокадные бомбёжки и голод они переживали вместе, как и расцвет театра после прихода режиссёра Георгия Товстоногова. Ефим Копелян стал его любимым актёром. Сдержанная, на первый взгляд, игра Копеляна, была не скупостью и не лаконичностью мастера, а исключительным чувством меры в его характере.
Олег Басилашвили, актёр:
– Любая попытка человека выдать себя не за того, кто он есть на самом деле, в присутствии Копеляна была невозможна, в глазах у него появлялись смешинки.
"Немногое из сыгранного в кино доставило мне удовольствие".
Ему нравилось сниматься, к кино он относился серьёзно, но больше любил работать в театре. Всегда элегантно одетый, Копелян угощал коллег дорогими сигаретами, а на вопрос, где он их берёт, отвечал: "Берёте Вы, а я их покупаю". В жизни он умел и шутить, и быть серьёзным. И в работе обожал примерять непохожие образы.
"Меня зовут не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович".
Это было непостижимо. Актёра прославила роль в фильме, в котором он ни разу не появился. Прошло всего "Семнадцать мгновений весны", и его уже знала вся страна. Голос за кадром звучал так, словно Копелян знал больше, чем говорил. Впрочем, таким он был в каждой роли.
"Всё предопределено и написано в Книге Судьбы. Ты ищешь вокруг, а оказывается, всё уже в тебе".
Есть актёры, без которых представить наши кино и театр уже невозможно. Одним из них был Ефим Копелян, после смерти которого Георгий Товстоногов сказал: "Из театра ушла совесть".