Это интересно
Рисуй, как Пушкин
Каким человеком был Александр Сергеевич Пушкин, можно узнать очень легко! Причём изобретать машину времени и сидеть годами в библиотеке для этого не нужно. Достаточно открыть рукописи поэта и рассмотреть рисунки на полях.
Владимир Новиков, профессор факультета журналистики МГУ:
– В этом визуальность его мышления: слово подсказывало ему, что нарисовать, а рисунок подсказывал, как это воплотить в слове. Что характерно, для Пушкина не существовало границ между творческой работой и жизнью. Он постоянно рисовал себя и своих товарищей по лицею, по литературе.
Наброски, которые Пушкин делал, пока думал над очередной рифмой, являются штрихами к психологическому портрету самого поэта. Лошади означают целеустремлённость и напор, цветы выдают мечтательность поэта, а скопления людей – желание обособиться. В приоритете у Александра Сергеевича всегда был собственный профиль – признак вечного внутреннего поиска и самолюбивой натуры.
Лариса Дрыгваль, графолог:
– Когда человек рисует голову – это акцентирование на зоне интеллекта. Борода и усы – показатель статусности, стремления занимать какое-то почётное положение в обществе.
Усатыми головами очень увлекался и Фридрих Энгельс – его рукописи изрисованы портретами мужчин. Действительно, в интеллекте соавтору идеи марксизма не откажешь. А что можно сказать о пока не столь знаменитых личностях? Психологи уверяют: картины, которые рождаются на подвернувшемся под руку листочке, во время совещания или телефонного разговора, характеризуют людей точнее всего. Острые углы, резкие линии, сильный нажим и небольшие рисунки выдают логичного и рационального человека.
Илья Ломейко, психолог-типолог:
– Такие люди большое внимание уделяют мелким деталям, договорным позициям. Они ориентированы на чёткое выполнение своих обязанностей.
Пышные завитки, которые разрослись на весь лист, волнистые линии, окружности и плавные волны выходят из-под пера эмоциональной и открытой натуры.
Илья Ломейко, психолог-типолог:
– Они очень активны, любят привлекать к себе внимание, хорошо выстраивают отношения. Среди их слабостей можно выделить невнимание к каким-то мелким деталям и чётким закономерностям.
Бессознательные каракули – ещё и способ узнать сиюминутное состояние их автора. Если обычно невозмутимый сотрудник вырисовывает острые пики, значит, в нём идет внутренняя борьба, и с чем-то он явно не согласен. Одинаковые цветочки или другие фигурки – человек пытается найти выход из сложного положения. Коллега изрисовал весь лист своей подписью – случилось что-то, подорвавшее его уверенность в себе.
Лариса Дрыгваль, графолог:
– Подпись говорит больше о нашем имидже. Если у человека есть потребность её писать неоднократно, это говорит о том, что в данный момент он имеет потребность самоутвердиться и каким-то образом о себе заявить.
Связь "мозг-рисунок" работает и в обратную сторону – ручка и лист бумаги вполне могут подлечить стресс.
Анна Бурмистрова, арт-терапевт:
– Можно для начала выплеснуть всю накопившуюся энергию с помощью движения – может быть, даже закрасить лист. Пусть штрихи будут простыми. Затем линии будут становиться всё более плавными, и постепенно ваше эмоциональное состояние стабилизируется.
Противники "бытового искусства" многое упускают. Психологи говорят: любое, казалось бы, бессмысленное черкание мобилизует мыслительную деятельность и помогает принять верное решение.
Дарья Новикова, "Настроение"