Люди настроения
Александр Шилов: "Важно, чтобы в душе был огонь"
– Александр Максович, Вы знаете…
– Просто, Александр.
– Так проще?
– Конечно. Терпеть не могу.
– Хорошо, Александр, Вы знаете, старшее поколение часто сетует, что сегодня люди уже не те, лица уже не те. Вы, как художник, более пристально на людей смотрите и лица видите совсем по-другому. Сегодня лица те или не те, они изменились?
– Я обожаю после работы пройтись по центру старому, по его переулочкам. И, конечно, лица, которые я встречал, одно из них – женщину пожилую – я отразил на картине "Зацвёл багульник". Конечно, таких лиц всё меньше и меньше: с такими глазами добрыми, такими нежными, женственными. В них чувствуется: несмотря на то, что женщине за 90 лет, она всё ещё женщина. Наше время обращает внимание на материальную часть жизни, а отсюда взгляд человека меняется, духовное начало теряется. Я, конечно, не лицемер – желаю, чтобы все богато жили, достойно, но…
– Не теряли при этом взгляд.
– Но не теряли при этом человеческое начало и элемент воспитания, манеры. Ведь всё это очень важно. Я, по крайней мере, всё это в людях очень ценю.
– А вот любопытно, как реагируют люди, когда Вы к ним подходите, если они Вас заинтересовали?..
– Да я вообще стесняюсь. Около года назад мы с директором Алёной Григорьевой вышли из галереи, и я смотрю, идёт такой типаж – опустившийся король Лир. Старый актёр в бабочке, поношенном пальто, на нём даже было два пальто надето. Он шёл с какой-то дамой, и я говорю: "Ой, я бы его написал с удовольствием". Она подошла, договорилась, и я его написал. А сам подходить я стесняюсь.
– Что касается галереи, коллекция пополняется каждый год?
– Каждый год.
– Сколько сейчас картин?
– На сегодняшний день я подарил государству 990 работ живописи и графики.
– В этом году сколько новых?
– В этом году я передал больше 20 работ живописи и графики в галерею.
– Эти 20 картин, они какой-то одной тематике посвящены?
– У нас есть один зал боевой славы, и полтора года назад, когда президент второй раз посетил выставку, он сделал такое предложение, чтобы я в знак уважения и благодарности провёз эту выставку по городам-героям и местам боевой славы. Мы уже посетили 12 городов, я с большим преклонением и благодарностью пишу эти портреты и всегда на выставку в первую очередь прошу пригласить ветеранов войны, потому что это главное, это делается для них.
– Вы как художник, всегда очень элегантно одеты, при том у Вас такие костюмы запоминающиеся, у Вас такие ткани необычные, это всё Вы придумываете?
– Я ничего не придумываю, я готовое всё покупаю.
– Яркое – это Ваше.
– По возможности, как говорил Чехов, должно быть всё красиво.
– Мне кажется, в джинсах Вы не ходите.
– Никогда. Художник должен чувствовать красоту обязательно, окружить себя красотой, создать такую ауру, а если он не чувствует, как он людям будет нести красоту?
– Наверное, нет девушки, у которой нет джинсов. Как Вы считаете, это правильно, или всё-таки женщина должна быть женщиной? Как художник скажите.
– Я считаю, женщина должна быть женственной, а мужчина – мужественным. И ввиду того, что сегодня всё перемешалось – рождаемость понизилась, ведь мужчине вдохновляться нечем и некем. Женщина послана небом на землю для того, чтобы возбуждать в мужчине самое прекрасное чувство. Но когда идёт безликое существо, особенно со спины так посмотришь: мужчина или женщина? Ещё стоит мат, да ещё сигарета, вы меня извините...
– А есть у Вас такой портрет современной женщины, которую Вы сейчас описали?
– Похожая есть одна: выбрита почти наголо, но так заказал отец. Я по его просьбе не хотел делать, но сделал. Она в кожаной куртке и почти наголо пострижена. Но удовольствия, глядя на такую даму, конечно, не испытываю. Вы же меня спросили, я отвечу – меня это не вдохновляет.
– Как Вы собираетесь праздновать Ваш день рождения, и вообще, будете ли его праздновать?
– Я обычно провожу его с коллективом, с нашим дружным коллективом.
– Возраст – штука, которая Вас пугает, или Вы достаточно философски к этому относитесь?
– Я даже об этом не думаю. Бальзак очень хорошо сказал по поводу женского возраста: "Женщине столько лет, на сколько она выглядит". Вот я замечал: приходит устраиваться к нам на работу 20-летняя девушка, идёт, еле ноги переставляет. И другая приходит – она в 50 лет летает, как бабочка. Важно, чтобы в душе был огонь.
– Это по поводу женщин он сказал.
– И мужчин тоже. Огонь должен быть, но в мужчине огонь женщина должна возбуждать. Он должен быть от природы, конечно, но и женщина должна мужчину поднимать, вдохновлять. А если этого огня нет, то человек мёртв и в 15 лет.
– Ну, я Вам могу сказать, что у Вас абсолютно живой глаз. Значит, есть кем подпитываться?
– А как же, без этого жить невозможно.
– Ну, Слава Богу. Я вас поздравляю.
– Спасибо.