Личное дело
Личное дело Карла Фаберже
На Западе его называли русским ювелиром, а в России – немцем, "Левшой Петербурга" и "певцом изящных грёз". Сам же мастер именовал себя скромно – "поставщик Высочайшего двора". Непревзойдённый Карл Фаберже.
Знаменитый ювелир в первую очередь был учёным-реставратором. Экономику, живопись и ювелирную технику Фаберже изучал в Европе. Вернувшись в родной Санкт-Петербург, молодой человек возглавил семейное дело. Вместе с этим он занялся исследовательской работой собрания Императорского Эрмитажа и бесплатно в течение десяти лет восстанавливал ювелирные произведения.
Особый интерес вызывали артефакты, найденные в керченских курганах. Фаберже хотел понять, как же скифы соединяли золотые элементы украшений между собой. И он разгадал загадку скифской техники. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке была представлена экспозиция скифских артефактов и их копий – серия "Керченские древности" Фаберже. Историки не смогли отличить, где настоящие скифские сокровища, а где – реплика, сделанная ювелиром.
Тогда ювелир сосредоточился на поиске оригинальных идей и мастеров, владеющих разными техниками. С именем Михаила Перхина, например, связано появление знаменитого пасхального яйца "Курочка", которое Александр III преподнёс на Пасху своей супруге – императрице Марии Фёдоровне. Внутри яйца находился "желток" из чистого золота, в котором была маленькая курочка, а в ней – маленькая императорская рубиновая корона. Она, кстати, не сохранилась до наших дней.
Каждый год для императорской семьи фирма Фаберже создавала неповторимый шедевр – пасхальное яйцо с сюрпризом.
"Меня мало интересует вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов".
Сколько именно пасхальных яиц вышло из Ювелирного дома Фаберже, подсчитать не удастся. Дело в том, что фирма часто выполняла и частные заказы.
Карл Густавович не боялся экспериментов и часто использовал "неювелирные" материалы: горный хрусталь, дерево, кость, полудрагоценные камни. Все изделия, в том числе для потребителей со средним достатком, отличались высочайшим мастерством и удивительной детализацией. Это были портсигары, табакерки, иногда с добавлением драгоценных камней.
Изделия стоили от одного рубля до сотен тысяч, причём в конце года всю непроданную коллекцию Фаберже переплавлял и изготавливал новые шедевры. Когда была одна из первых выставок, то её каталог невероятно ценился у любителей искусства. Каждая вещь имела порядковый номер, и на одной из них сохранилась гравировка с числом 100 000.
До сих пор мы произносим имя Фаберже – и вспоминаем знаменитые ювелирные изделия.