Личное дело
Личное дело Екатерины II
Это сенсационное событие случилось в 1787 году. Одно из лучших собраний Европы – родовая коллекция гемм, насчитывающая полторы тысячи экземпляров, герцога Орлеанского – доставлено в Россию. Екатерина II снова одержала победу, теперь на территории искусства.
Павел Сурков, продюсер, писатель:
– Никто так не любил собирать камни и изделия из них: геммы и камеи, как императрица Екатерина II.
В России коллекционировать резные камни начали при Петре I. В Кунсткамере хранилось 150 камей. Отношение к "антикам", а именно так называли резные камни, изменилось при Екатерине Великой.
Павел Сурков, продюсер, писатель:
– Своё увлечение камнями императрица называла "каменная лихорадка".
Для своего увлечения Екатерина обустроила отдельный зал. Эрмитажный кабинет "антиков" пополнялся с царским размахом. Императрица делала заказы именитым резчикам в Европе, при посредничестве своих многочисленных агентов приобретала лучшие коллекции, появлявшиеся на художественном рынке.
Павел Сурков, продюсер, писатель:
– Коллекция занимала пять шкафов и в каждом по десять ящиков
"Нет дня, чтобы я не бродила вокруг своих шкафов, из них можно извлечь столько знаний, и конца этому нет".
Более того, была устроена "особая комната" – лаборатория, где копировали в разноцветных стеклянных пастах все геммы екатерининского собрания. Царица рассматривала геммы как учебное пособие для русских мастеров.
Павел Сурков, продюсер, писатель:
– Она не умела резать по камню, поэтому обходилась папье-маше, но то, что она изготавливала собственноручно, Екатерина II дарила своим фаворитам и приближённым.
Супруга наследника, Мария Фёдоровна, которая увлекалась резьбой по камню, сделала своей свекрови Екатерине II подарок – гемму с профилем императрицы, где она была изображена в образе Миневры – богини мудрости.
Императрица также собирала минералы и имела внушительную коллекцию ювелирных табакерок.
Павел Сурков, продюсер, писатель:
– По легенде, граф Орлов содействовал в покупке одного из самых больших алмазов в истории России. Алмаз "Орлов" существует и поныне, и радует глаз.
Бриллиант "Орлов" украшает императорский скипетр – символ власти российской монархии.
Павел Сурков, продюсер, писатель:
– Когда грянула Великая французская революция, коллекции французкой аристократии распродавались. И, конечно же, императорский дом немедленно обращал на них внимание.
"Все собрания Европы, по сравнению с нашим, являют лишь детские затеи".
Наследие императрицы составляло более 10 000 уникальных гемм. Для систематизации и описания коллекции потребовалось целое десятилетие.
Сегодня в коллекции Эрмитажа хранится огромное количество и самоцветов, и изделий из них.