Крупным планом
Поль Мориа: человек, считавший мир источником прекрасной мелодии
Советские зрители помнят не только заставку любимой телепередачи "Кинопанорама", но и то, что знаменитая музыка связана с Полем Мориа. Когда он приехал в Москву и увидел в продаже невероятное количество собственных пластинок, то удивился, что в нашей стране знают его имя и считают легендой, не узнавая в лицо и не имея представления о его биографии.
Родился Поль Мориа в Марселе, в семье почтового служащего, на досуге игравшего на фортепиано и скрипке. Любовь к музыке перешла и к сыну – Поль блестяще импровизировал! В 10 лет мальчик поступил в консерваторию, а 17 – создал свой первый оркестр, в котором музыканты по возрасту годились ему в отцы. Получив порцию славы в местных варьете, он отправился в Париж.
"Чрезвычайно важным событием стала для меня в своё время встреча с Шарлем Азнавуром и затем с Мирей Матье. Они стали первыми исполнять мои песни".
Собрав новый оркестр, он сотрудничал со многими звёздами. Поль проявил себя не только как аккомпаниатор и аранжировщик, но и как композитор. Революционная песня "Когда рассвет, товарищ?" родилась во время гастролей с Мирей Матье в СССР и впервые была исполнена на палубе "Авроры".
"Вы написали песню о Великом Октябре. Что вас вдохновляло при этом?" – "Прежде всего, у меня были замечательные стихи Гастона Бонера. Ну, а что касается этой революции, то она вдохновила многих. И я в их числе".
Поль Мориа был революционером в музыке, первым привнеся неожиданную нотку – старый клавесин – в современный оркестр. Неповторимый стиль его аранжировок стал узнаваемым во всём мире, а мелодии занимали первые строчки всех хит-парадов и зазвучали в кино.
Где бы ни был маэстро, публика радостно принимала дирижёра-перфекциониста и оркестр, исполнявший самую разную музыку: джаз, поп, этно, классику. Концертные билеты раскупались мгновенно, пластинки были в каждом доме. Под музыку Поля Мориа отдыхали, развлекались, и, конечно, любили.
У Мориа был счастливый брак. До конца жизни влюблённые не расставались ни на день. Ирэн настолько им восхищалась, что Поль перестал ей показывать свои творения – не верил в беспристрастность. Детей у них не было, поэтому жена его везде сопровождала, в том числе в Москве, когда музыкант второй раз посетил нашу страну.
"Я никогда прежде не видел Москвы зимой. Она меня просто очаровала. Я был на заснеженной Красной площади. Это что-то фантастическое, необыкновенное".
Это был 1978 год. Две с половиной тысячи билетов на концерт были проданы за месяц. В тот приезд он познакомился с Сергеем Никитиным, исполнившим песню "Под музыку Вивальди". Услышав её на прощальном ужине, французский гость замер и произнёс: "Без этой музыки не уеду". На следующий день в самолёте Поль Мориа прижимал к груди ноты мелодии, которую своей аранжировкой превратил в одну из самых популярных в репертуаре оркестра.
Он был очень жизнелюбивым и, несмотря на занятость, находил время для увлечений, с интересом изучал достопримечательности на гастролях, любил природу. Маэстро считал, что мир – источник прекрасной мелодии, нужно только прислушаться. Может быть, в этом секрет Поля Мориа? Ведь каждый раз, когда звучит его музыка, нам кажется, что мы стали добрее и счастливее.