Личное дело
Чайковский-грибник
Каждый заядлый грибник знает множество примет "тихой охоты": если в лесу появились первые мухоморы – время собирать белые грибы, начался листопад – пошли осенние опята. Удивительно, но многие секреты грибников были известны великому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
Композитор обожал собирать грибы. "Тихой охотой" он увлёкся ещё в юности, когда гулял по лесам. Даже знакомых барышень учил отличать съедобные грибы от поганок.
"Согласитесь, что минута, когда видишь и срываешь хороший коренастый белый гриб, очаровательна. Это похоже на ощущение любителя карточной игры, когда ему сдают козырей".
Пётр Ильич прекрасно разбирался в грибах. Когда вдруг возникали сомнения в съедобности, обращался к справочнику, который хранился в его личной библиотеке. Иногда на "тихую охоту" он приглашал приятелей, но всегда ревностно относился к тому, что спутники были удачливее и находили больше грибов, чем он.
Он страшно злился, волновался и порой говорил, что кто-то нашёл ту самую делянку, которую он давным-давно заприметил. Деликатный, застенчивый Чайковский в лесу превращался в азартного охотника. Доходило даже до курьёзных случаев. Однажды, наткнувшись на огромную россыпь белых грибов, Чайковский бросился к ним, упал на землю, обхватил их руками и по-детски закричал: "Моё, моё, это моё!" Делал он это не в шутку, а абсолютно серьёзно.
"Лучше всего мне бывает, когда я совершенно один и когда человеческое общество мне заменяют деревья, цветы, книги, ноты".
Трепетное отношение к грибам отразилось на кулинарных пристрастиях композитора. Самым его любимым блюдом были грибы, обжаренные в пивном кляре.
Пётр Ильич знал грибные места, но никому их не показывал из опасения, что за ним будут следить, и нарочно ходил разными тропами. Брат Чайковского, Модест Ильич, вспоминал, как их младший брат пригласил Петра в последнее лето его жизни погостить в Михайловское.
"Ну, Модя, что за прелесть Михайловское! Я весь день брожу по лесам и грибов приношу немало. В пятницу утром я еду в Москву".
В одном из писем маэстро признался, что большинство музыкальных образов зарождалось в лесной тиши, наедине с природой. Чайковский был первым русским композитором, получившим мировое признание. А увлечение грибами Чайковский пронёс через всю свою жизнь.