Век "Мосфильма"
"Москва слезам не верит"
"Мосфильм" – знаменитая кинофабрика с огромной историей. За 100 лет изменились технологии и сама студия. Но одно остаётся неизменным – команда "Мотор! Начали!"
В феврале 1980 года на "Мосфильм" пришло письмо от офицеров и служащих редакции журнала "Военный вестник": "Посмотрели фильм "Москва слезам не верит". И у всех мнение одно: это прекрасная работа студии. Фильм полон оптимизма и веры в человечество".
На самом деле никто не предполагал, что "Москва слезам не верит" будет иметь грандиозный успех. Сценарий под названием "Дважды солгавшая" на киностудии считали неудачным. Даже молодой режиссёр Владимир Меньшов не сразу согласился его снимать. После многочисленных правок начались поиски актёров. Меньшов был уверен: роль слесаря Гоши должен играть Алексей Баталов. Но актёр, прочитав сценарий, сказал: "Ну так себе, я очень занят".
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Гошу хотел сыграть сам Меньшов, потому что Баталов не соглашался. У нас есть решение худсовета: "Не утверждён".
На главную женскую роль пробовалась Валентина Теличкина, на роль Тоси – Наталья Андрейченко, на Александру – Евдокия Германова (в фотопробах она записана как Дина). После долгих уговоров согласился сниматься Баталов, а Меньшова можно увидеть в небольшом эпизоде на пикнике.
Жанна Мелконян, художник по костюмам художественного фильма "Москва слезам не верит":
– Платье героини Муравьёвой грязно-зелёного цвета я сшила для того, чтобы видели, что в итоге получится в кадре, потому как плёнка "Свема" не берёт красный цвет. В Советском Союзе выпускали ткань, а её избытки, когда мода прошла, сдавали на подушки и на матрасы. И кто-то в группе сказал: ищите в тюрьмах. Там новые матрасы были. Нам их привезли, мы эти матрасы распотрошили, сделали полотна, постирали, погладили и сшили платья.
В архиве "Мосфильма" сохранились раскадровки сцен, которые в итоге не вошли в картину. В фильме должен быть эпизод в кабинете врача, сцена в Третьяковской галерее. А некоторые эпизоды пришлось переснять – худсовет решил, что они слишком откровенные.
Римма Карпова-заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Директор "Мосфильма" Николай Сизов, например, говорит: "Меньшов, конечно, талантливый парень. Это бесспорно, но есть вещи, о которых нельзя не сказать. Например, любовная встреча с Табаковым. Если бы вам её показать в таком виде, как она была в начале, вы бы ужаснулись, это просто непристойно. Очень хорошая девочка, дочь героини, но если бы вы видели, как она была снята в сцене с наушниками, такая была поза, что смотреть было невозможно".
Жанна Мелконян, художник по костюмам художественного фильма "Москва слезам не верит":
– Когда фильм закончился, многие девочки повыходили замуж, и им всем хотелось быть в платье Александры, дочки главной героини. А платье висело в костюмерной. Ну что с ним будет, если человек посидит в ЗАГСе в этом платье? То есть в нём потом многие вышли замуж.
В Советском Союзе картина вышла на экраны в 1980 году. Только за первые три месяца проката её посмотрели 42 миллиона зрителей. Премия "Оскар" стала неожиданной, но заслуженной наградой для "Москвы слезам не верит". Фильм шёл на экранах 150 стран мира, и везде с большим успехом. Особенной популярностью он пользовался во Франции. Там перевели и переозвучили даже песню.