По кадрам
"Москва – Кассиопея"
История про бесстрашных пионеров, которые отправились в космическое путешествие. Дилогия "Москва – Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" удивила даже Стивена Спилберга. Что голливудский режиссёр говорил про советский фильм для детей и какие сложности преследовали создателей, разберём по кадрам.
"Москва – Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" – советские научно-фантастические фильмы, дилогия. Режиссёр – Ричард Викторов. Премьера первой части состоялась в сентябре 1974 года, вторая вышла спустя полгода. Картины снимались по единому сценарию и были разделены из-за большого хронометража.
Юным актёрам скидок не давали, была строгая дисциплина. Ребят не освободили от учёбы, даже когда съёмки проходили в Крыму. Там подростков пристроили в местную школу, причём находилась она в нескольких километрах от жилья. Купаться можно было лишь под присмотром старших, но подросткам не нравились ограничения. Однажды режиссёр увидел плескающихся школьников в море ночью. Ричард Викторов разозлился и потребовал замены актёров. К счастью, директор картины убедил его не горячиться – переснимать весь готовый материал с новыми лицами было безумием.
Серебряные костюмы космонавтов до сих пор смотрятся футуристично, но принесли немало хлопот. Для пошива использовали экспериментальную ткань: блестящая краска быстро стиралась и оставалась на коже. Создатели фильма также не учли, что взяли на главные роли подростков. Однажды они просто не смогли надеть комбинезоны, те стали малы. Пришлось делать новые.
Помимо ещё никому не известных школьников, в фильме снялись маститые актёры. Исполняющего особые обязанности сыграл Иннокентий Смоктуновский, которого пришлось долго уговаривать. Лев Дуров тоже был скептически настроен и не верил в успех картины, но после продолжительных обсуждений согласился на съёмки.
В конце прошлого века Стивен Спилберг изучал технологии комбинированных съёмок советских кинематографистов. "Москва – Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", созданные для детей, произвели на него огромное впечатление. Голливудский режиссёр не мог понять, как в начале 1970-х авторы фильмов показали невесомость настолько правдоподобно. Ответ на вопрос Спилберга мог бы дать инженер Валерий Павлотос. Именно он создал механизм, подобный тому, что использовал Стэнли Кубрик в "Космической одиссее" и годами позже Кристофер Нолан в фильме "Начало". Сейчас огромной вращающейся декорацией сложно удивить, но тогда этот способ съёмки впечатлял: представители киностудий со всего мира просили предоставить им планы конструкции, созданной для советской ленты.