По кадрам
"А если это любовь?"
Смелый для своего времени фильм, который спровоцировал множество споров среди зрителей и даже государственных деятелей. Разберём по кадрам, как создавали "А если это любовь?" – скандальную картину про чувства подростков.
"А если это любовь?" – советский художественный фильм 1961 года. Режиссёр – Юлий Райзман. В прокате ленту посмотрели больше 22 миллионов зрителей.
Юлий Райзман верил: в центре фильма всегда стоят актёры. Он был из тех режиссёров, которые любили открывать новые лица, а не работать с "проверенными". Количество дублей тоже не имело значения: пока сцена не складывалась должным образом, команда "Стоп, мотор!" не звучала.
"А если это любовь?" – единственный фильм Райзмана о подростках, при выборе юных актёров режиссёр доверился интуиции, и она не подвела. Юлий Яковлевич разглядел настоящие таланты, эта картина – дебют будущих звёзд экрана: Александры Назаровой, Андрея Миронова и Евгения Жарикова.
Спустя годы после выхода киноленты Игорь Пушкарёв, исполнивший роль Бориса, делился, что был шокирован актёрскими способностями партнёрши. К тому моменту он уже окончил Щепку, а Жанна Прохоренко была студенткой ВГИКа. Пушкарёв искренне не понимал, чему коллегу там могут учить, ведь она уже готовая артистка. Игорь восхищения не скрывал, но для себя сделал вывод, что играет гораздо слабее. Это немного сковывало его в кадре, но режиссёр всегда находил нужные слова.
Концовку фильма, которая заставила многих проронить слезу, придумали прямо на площадке. По первоначальному сценарию герои расходились в разные стороны после слов Ксюши. Режиссёр предложил снять ещё один вариант, где Боря настаивает и говорит, что всё равно приедет к Ксюше. В фильм вошёл именно дополнительный дубль.
Юлий Райзман отличался строгой рабочей этикой. Он не терпел легкомысленного отношения к процессу: даже в перерыве мог сделать коллегам выговор за рассказанный анекдот или чересчур громкую беседу. Если в свободное время оператор закуривал у камеры или кто-то грыз семечки, съёмки откладывались надолго. Возможно, поэтому атмосфера в фильмах Райзмана всегда крайне реалистичная, а актёры будто не играют – проживают роли.