Меню

Москва 11:00 23 ноября 2024

По кадрам

"Иван Васильевич меняет профессию"

Почему Юрий Никулин отказался от главной роли? И какой казус случился на съёмках банкета? Пересмотрим любимую зрителями комедию в рубрике "По кадрам".

В этом фильме идеально всё: юмор, актёры, музыка и даже спецэффекты. А ведь картина получилась такой совершенно случайно, назло обстоятельствам. Леонид Гайдай должен был заменить Эльдара Рязанова на съёмках комедии "Невероятные приключения итальянцев в России", вместо Юрия Яковлева мог сниматься Юрий Никулин, а вместо Леонида Куравлёва – Андрей Миронов. Разберём фильм "Иван Васильевич меняет профессию" по кадрам.

"Иван Васильевич меняет профессию" – советская фантастическая комедия. Режиссёр – Леонид Гайдай. Фильм снят по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич". В 1973 году картина стала лидером советского кинопроката.

Изначально Леонид Гайдай писал сценарий под Никулина. Но когда актёр узнал, что в его основе – произведение, запрещённое цензурой с 1935-го по 1965 годы, сниматься отказался. Юрий Владимирович был уверен – кино никогда не увидит свет. Тогда роль предложили другому Юрию – Яковлеву.

Горячо любимый публикой Андрей Миронов должен был исполнить роль вора-рецидивиста. Но худсовет решил, что актёр слишком интеллигентен для Жоржа Милославского. Леониду Куравлёву Гайдай дал простор для импровизаций. "Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть" – один из экспромтов. Фразу "Если, конечно, они у вас есть" актёр придумал на ходу.

В сцене "Всё, всё что нажил непосильным трудом... всё же погибло!" Владимир Этуш практически не играл. Дрожащий голос Шпака был у него от страха, что четвероногий партнёр по кадру укусит его.

В 2007 году квартиру Этуша действительно обокрали, но, говорят, как только воры узнали, чьи вещи им достались, немедленно вернули большую часть ценностей.

Фильм выходил на разных языках и получил мировое признание. С названием экспериментировали: в Финляндии картину знают как "Иван Грозный Булгакова", а в Венгрии пытались перевести фразу "Очень приятно! Царь", но получилось "Привет! Я царь Иван".

Для сцены "Танцуют все" Леонид Гайдай хотел накрыть богатый стол не бутафорской едой, а настоящей. Но бюджет картины был слишком скромным для царской трапезы. Тогда режиссёр вложил личные средства – около 200 рублей, это было больше средней зарплаты по тем временам. Но во время отсмотра материала заметили предательски оставленную бутылку минералки. Эпизод пришлось переснять.



Смотрите также

Субботний Рамблер