Крупным планом
Елена Майорова: Золушка с Сахалина
Золушкой с Сахалина называли Елену Майорову, приехавшую из рабочего посёлка покорять Москву. Когда-то во дворе барака маленькую Лену, прыгавшую на кроватной сетке, тянуло за горизонт, и после школы она рванула в столицу. Экзамен Елена провалила, но в Южно-Сахалинск не вернулась, решив навсегда остаться в Москве.
Она была похожа на своих героинь – фабричных девчонок, проводниц, буфетчиц – и ради общежития пошла в ПТУ, а через год поступила в ГИТИС. Артистичную изолировщицу третьего разряда заметил Олег Табаков.
Студентам Табаков коробками привозил из-за границы обувь, труднее всего было найти её для Майоровой, носившей 42 размер. В остальном она соответствовала параметрам лучшей ученицы и актрисы его тогда подвального театра, кстати, отштукатуренного руками Лены.
Ранимая душой, но резкая, размашистая, громкая, она за словом в карман не лезла. Её боялись обидеть и... просто боялись.
Ефремов позвал её во МХАТ, где она переиграла всю классику. Зритель был покорён талантом актрисы, хотя она не всегда была уверена в себе. Прямая, открытая, она хохотала, когда было смешно и рыдала в минуты грусти. Как-то она купила абонемент на декаду индийского кино, коллеги в театре посмеялись. "У меня плохой вкус, – объяснила она, – Люблю фильмы про любовь".
В художника Сергея Шерстюка она влюбилась с первого взгляда. Посмотрела, сказала "мой человек" и вышла замуж. К нему на Тверскую Лена переехала из общежития и стала хорошей женой и хозяйкой.
Однако что-то мучило её во внешнем благополучии. Майорова металась, испытывая то гнев, то внезапную радость. Она жила в воображаемом мире и, будто примеряя маски, выбирала судьбу – то счастливую, то несчастную. В кино и на сцене не играла, а превращалась в персонажей. Какая она на самом деле, Майорова сама уже не понимала.
Ефремов, друзья и, конечно, муж видели, что с ней что-то происходит, но никто не знал, чем помочь. И однажды, оставшись дома одна, она зажгла спичку. Детали того, что случилось после, так и остались тайной. Обгоревшую, её нашли на улице, но уже не смогли спасти. Увидев её, медсестра удивилась: "Как похожа на Елену Майорову". "Это я", – ответила Золушка с Сахалина, актриса с судьбой, похожей на древнегреческую пьесу.