Хит-просвет
"Пять минут" до праздника
Год 1955-й. Выпускник ВГИКа Эльдар Рязанов устроился режиссёром на "Мосфильм". Он намеревался снимать исключительно серьёзное кино с вдумчивыми диалогами и документальными кадрами. Все планы нарушил внезапный вызов к директору студии Ивану Пырьеву. Тот протянул Рязанову сценарий лёгкой музыкальной комедии и попросил немедленно приступить к работе. Режиссёр пытался возражать: шутки в кино ему не нравились, а с музыкой дело обстояло ещё хуже – медведь на ухо наступил. К тому же он собирался в отпуск. Путёвка и билеты уже были на руках.
Ольга Рязанова, дочь режиссёра Эльдара Рязанова:
– Пырьев взял путёвку и отдал секретарю, сказав: "Сдайте, пожалуйста. А ты поезжай в Белышево. Будешь там работать со сценарием".
Сценарий Рязанову не понравился. Задумка показалась примитивной, а персонажи – глупыми. Но самый большой ужас вселила песенка про пять минут. Её написал известный и уважаемый композитор Анатолий Лепин. Только получившаяся музыка сильно напоминала популярную в начале 50-х композицию "Домино", от которой Рязанову становилось скучно и тоскливо.
Роман Саульский, сын композитора Юрия Саульского:
– Он воскликнул: "Какая ужасная музыка! Как это архаично! Насколько это несовременно!"
Спасти песню Эльдар Александрович решил джазом. Он пригласил на съёмочную площадку только что разрешённый в СССР оркестр Эдди Рознера, а заодно попросил композитора Юрия Саульского сделать его пятиминутной истории модную аранжировку.
Константин Шевелёв, музыкальный редактор киностудии "Мосфильм":
– Формула мелодическая сохранилась, но от "Домино" не осталось и следа.
Петь должна была Людмила, но не Гурченко, а Касьянова. С артисткой сняли несколько сцен, но внезапно она отказалась от "Карнавальной ночи" в пользу другой картины. Рязанов был взбешён. Времени на поиски замены не оставалось. Тут вмешался Пырьев. Он вспомнил, что на днях столкнулся в коридоре с застенчивой и симпатичной актрисой.
Андрей Житинкин, режиссёр:
– Она вжалась в стенку, поздоровалась и опустила глаза. Эта скромность при фантастической фигуре – конечно, Пырьев запомнил её!
Джаза Рязанову показалось мало. Он предложил героине спуститься со сцены и спеть вместе с официантами и гостями. Этот ход настолько всем понравился, что телевизионщики взяли его на заметку. Так, страна увидела первый "Голубой огонёк". Рязанов был доволен, но худсовет разнёс "Карнавальную ночь" в пух и прах.
Давид Шнейдеров, режиссёр:
– Сказали, что фильм дрянной, скучный и несмешной, а песни плохие.
И всё же дебютная лента Рязанова не легла на полку. Её показали накануне Нового года, в конце декабря. За несколько дней кино посмотрели больше 45 миллионов человек. Фильм, от которого Рязанов хотел, но не смог отказаться, прославил его как главного создателя новогоднего настроения.