Люди настроения
Девять граммов в сердце
Этот фильм давно разобрали на цитаты и заслуженно считают жемчужиной советского кинематографа. Однако сами создатели долго не верили в успех картины – уж слишком сложно шла работа над ней.
"Белое солнце пустыни" снимали в Туркмении и Дагестане, где всё лето держалась сорокаградусная жара. Работа на площадке то и дело прерывалась, сценарий переписывался, актёры менялись. Товарища Сухова, например, должен был играть Георгий Юматов, который в последний момент не смог приехать. Тогда режиссёр Владимир Мотыль позвал Анатолия Кузнецова. Только облик его куда меньше походил на роль борца с басмачами. А потому главному герою придумали новое амплуа смекалистого русского солдата.
Для актёра Павла Луспекаева участие в фильме стало настоящим подвигом. На момент съёмок у Луспекаева были ампутированы пальцы ног, так что его мучили постоянные боли. Несмотря на это, актёр согласился играть Верещагина, но только при условии, что у него не будет дублёров.
Кстати, сначала Мотыль не видел в Луспекаеве образ героя-таможенника, считая, что жгучий брюнет для этой роли не годится. Тогда гримёры сделали актёра седым. Режиссёру понравилось.
В 1969 году после многочисленных переделок "Белое солнце пустыни" закончили. Но в Госкино его сочли неудачным и положили на полку. Судьбу картины решил Леонид Брежнев, который отслеживал все новинки и особенно любил приключенческий жанр. Фильм привёл генсека в восторг и тут же вышел на экраны.
Картина стала народной. Особенно "Белое солнце пустыни" понравилось первым космонавтам, которые завели традицию пересматривать его перед каждым стартом.