Люди настроения
Хелен Миррен: "Я англичанка с русской душой"
При встрече с самой титулованной актрисой Великобритании и обладательницей "Оскара" меньше всего ожидаешь увидеть невероятно простую в общении и задорную женщину. Но Хелен Миррен именно такая. Она по-английски консервативна, но по-русски бунтарка в душе, ведь в свидетельстве о рождении у неё написано: "Елена Васильевна Миронова".
– Хелен, Ваш папа русский, а мать англичанка. В каких традициях Вас воспитывали: русских или английских?
– Я воспитывалась в прекрасном сочетании русских и английских традиций. Мой папа очень любил русскую культуру и литературу. Дома мы часто вели философские дискуссии на разные темы. У отца была русская душа, и он не мог убежать от неё. Хотя всю жизнь до самой смерти не хотел возвращаться в Россию. Отец верил в иммиграцию, поэтому поменял фамилию Миронов на Миррен. Он женился на англичанке, поэтому часть меня принадлежит британскому рабочему классу. Моя мама была из Лондона и происходила из рабочего класса. При этом она была фантастической, интеллигентной женщиной, хоть и без высшего образования. А часть меня принадлежит России. Отец имел высшее образование, происходил из известного русского дворянского рода, но вынужден был работать в Англии обычным таксистом. Поэтому я очень противоречивый человек. Я англичанка с русской душой.
– А чай Вы любите по-русски – с лимоном или по-английски – с молоком?
– Я помню, как любил пить чай мой дедушка: стеклянный стакан на металлической подставке в одной руке и ложка варенья в другой. Глоток чая – немного варенья, глоток чая – немножко варенья. Это очень по-русски. Но боюсь Вас разочаровать, я люблю чай по-английски – с молоком.
Символично, что любовь всей своей жизни Хелен Миррен встретила именно в России. В Санкт-Петербурге на съёмках фильма "Белые ночи" она познакомилась с режиссёром Тейлором Рэкфордом. Симпатии на съёмочной площадке переросли в крепкие семейные узы на всю жизнь. "У меня была безрассудная молодость, но зато достойная старость", – шутит королева кинематографа.
– Если бы Вы сегодня встретили себя 20-летнюю, от каких ошибок постарались бы предостеречь?
– Советы касались бы того, что не стоит доверять мужчинам. И секса. Я бы сказала себе 20-летней: "Никогда не верь ничему, что говорят тебе другие". Я не призываю всех быть подозрительными и недоверчивыми, но, как говорят у нас в Великобритании: "Воспринимай всё со щепоткой соли". То есть с крупицей недоверия. Это значит: "Слушай, но не будь дураком".
– В фильме "Королева" Вам удалось добиться просто феноменального сходства с королевой Великобритании: мимика, жесты, походка… Говорят, Вы даже узнали, что носит королева в своей любимой чёрной сумочке?
– Да, я откопала эту информацию в архивах. Однажды королева пришла к старому епископу, и всё содержимое её сумочки высыпалось. Если я правильно помню, там почти ничего не было: ни ключей от Букингемского дворца, ни денег, ни пластиковых карт, ни сотового! Только пудреница, расчёска и очки.
От королевы Англии до королевы борделя, от супруги Льва Толстого до еврейской шпионки – Хелен Миррен не любит повторяться, а любит удивлять. Именно поэтому ей сопутствует успех.
– "Успех – лучшая месть", – как-то сказал Майкл Дуглас. А Вы своим успехом многим утёрли нос?
– Успех пришёл ко мне довольно рано. Я стала актрисой почти в одночасье. Я играла в театре, и первая же роль принесла мне успех. Возможно, я эгоистична, но я никогда не думала о других, только о себе. Мне было всё равно, что думают другие. Мне кажется, самая главная вещь, касающаяся успеха, – это то, что он позволяет тебе двигаться дальше, продолжать работать. Когда успеха нет, ты останавливаешься. А всё, что нужно творческому человеку, – это продолжать работать, развиваться, учиться, создавать.
– Что ж, спасибо. Здоровья Вам и продолжать выглядеть так же потрясающе, как сейчас!
– Спасибо. Очень здорово, спасибо.