Люди настроения
Рэй Чарльз: "Музыка была на свете до меня, будет и после. Я просто старался оставить свой след"
В 1979 году песня "Georgia on My Mind" стала официальным гимном Джорджии – штата, где родился Рэй Чарльз. Отца он почти не знал, их с младшим братом воспитывала мать, которая обстирывала весь посёлок.
"Даже среди чёрных мы были на самой нижней социальной ступеньке. Ниже нас была только земля".
Музыкальный талант мальчика заметил хозяин аптеки, игравший на пианино. Он и представить себе не мог, кому давал первые уроки.
Рэю было 5 лет, когда на его глазах младший брат утонул в лохани. От перенесённого шока он ослеп. В старости музыкант признавался, что из детства помнит лишь маму, которая готовила его к нелёгкой жизни.
"Зрячие иногда забывают, что у слепых есть мозги".
"Может, кому-то понравится, как я играю", – подумал он и в 16 лет, окончив интернат для слепых, отправился в Сиэтл. Для слепого музыканта все двери были закрыты. Правда, до тех пор, пока ему не удавалось сесть за инструмент.
Незрячего обмануть проще простого, выдавая гонорар мелкими купюрами. Но он не давал в обиду ни себя, ни своих чернокожих собратьев. Рэй не терпел несправедливости, и когда от его блюзов застонала в экстазе вся Америка, первым дал концерт для смешанной публики.
"Любовь – особенное слово. От частого использования оно дешевеет".
Первый брак Рэя длился всего год. Жизнь с Эйлин Уильямс не выдержала испытания временем. С Деллой Робинсон он прожил четверть века и больше не женился, но у него было 12 детей от 9 разных женщин. Умирая, он каждому из них подарил по миллиону долларов. И очень страдал, не зная, как выглядят его потомки.
Став известным, Рэй искал донора, готового пожертвовать музыканту свой глаз, но врачи отговорили его от этого. Он жил, словно видел всё: брился перед зеркалом, играл в шахматы и даже катался на велосипеде. Правда, не очень охотно давал автографы, не зная, где ставит подпись.
"Музыка была на свете до меня, будет и после. Я просто старался оставить свой след".
Мировое признание, 17 премий "Грэмми", 55 альбомов и астрономические гонорары. Когда Рэя Чарльза настиг оглушительный успех, 10 миллионов долларов он пожертвовал слепым людям. Гениального пианиста обожала не только публика, но и коллеги по цеху, которые вдохновлялись его детским упоением от музыки. Скромный, лиричный и чувственный, не видя красоты, которая его окружала, он создавал её сам.