Люди настроения
Вечные мгновения Вячеслава Тихонова
Штирлиц, он же князь Болконский, тракторист Морозов и учитель Мельников. Он же Вячеслав Тихонов, чьи актёрские образы стали кинематографической вечностью.
"Вечным, видимо, было моё детство. И голуби мои, которых я гонял до института – этого я отдать никому не могу".
В единственном на весь Павловский Посад кинотеатре наивный мальчик так впечатлялся фильмами, что тайком заглядывал за экран. Волшебная сила искусства поманила молодого Тихонова в столицу.
Во ВГИКе неподготовленному юноше отказали, но увидев его горькие слёзы, передумали и приняли. Студентом он снялся в "Молодой гвардии" с Нонной Мордюковой, а вскоре и женился на горячей казачке.
Роль тракториста Морозова принесла ему славу. Но никакое признание не убеждало в собственном таланте. В этом был его характер – хотеть ролей, но сомневаться.
"В минуты сомнений я приходил в аэропорт и наблюдал за самолётами. Если они могут, значит, я тоже могу подняться, сыграть эту роль".
За ним охотились поклонницы и режиссёры, ведь в советском кино появился свой Жерар Филип. Красив, обаятелен, породист, да ещё и поёт! Тихоновым восхищались все, кроме жены. Прожив 13 лет в довольно странном союзе, они развелись. "Он мне трагически не подходит", – сказала тогда Мордюкова.
Многие говорят, что после фильма, читая "Войну и мир", князем Болконским представляют только Тихонова. Роль в киноэпопее, снимавшейся четыре года, потребовала такого напряжения, что он чуть не оставил профессию.
Настоящий мужчина, Тихонов снова и снова сдавал экзамены жизни. Женился второй раз: переводчице Тамаре было 25, ему 42. В этом браке родилась дочь Аня и… главная кинороль в его жизни.
"Семнадцать мгновений весны" стали сенсацией, за которой, не отрываясь, следили советские зрители. Штирлица обожали, Штирлицем восхищались, о Штирлице слагали анекдоты.
На Николиной Горе Тихонов построил дом из красного кирпича – точно такой, как у разведчика Исаева в картине. И стал там жить. Мало с кем общался и бесконечно пересматривал свои фильмы, чтобы заново пережить чудесные мгновения с теми, кого уже нет.
"Что касается затворничества – это не затворничество. Видимо, это осознанная необходимость сейчас".