Люди настроения
Олег Даль: "Каждый человек имеет право на неповторимость…"
"Каждый человек имеет право на неповторимость…"
"Жуй кальций!" – заставляли маленького Олега родители, уверенные, что крепкие кости спасают от житейских бурь. Окончив школу, он вырос до 186, отлично играл в баскетбол, обожал Лермонтова и был готов к бушующему миру.
Дорога привела его в театральное училище, а потом – в легендарный "Современник" Олега Ефремова. Конечно, никакой кальций не спас его от первой в жизни бури.
Валентин Гафт, актёр:
– Далёк влюбился в Дорошину и решил на ней жениться. Она была буквально первой его девушкой. Но сама Нинка любила Олега Николаевича Ефремова.
Прямо со свадьбы, на которой гулял весь "Современник", Нина Дорошина ушла с Ефремовым. Свои обиды, боль, унижение Даль выплёскивал на сцене. За успех он платил муками, за любую фальшь бил наотмашь – в театре и в жизни.
Светлана Крючкова, актриса:
– Мне говорят: "Он злой, он говорит, что это плохо". Я отвечаю: "Но это же действительно плохо!" Человек говорит правду. И кто-то её должен говорить.
"Нет, не вписываюсь я в систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов…"
Режиссёр Григорий Козинцев разрешил Далю показать свою правду, как и шуту, которого он играл. А если видел его на съёмках не в форме, предлагал отлежаться на диване. "Он не жилец… Жаль одинокого мальчика", – как-то сказал о нём Козинцев.
В душе Даль мечтал хоть для кого-то быть единственным. И он встретил Лизу Апраксину – женщину, за которой ухаживали Бродский и Довлатов. Ему повезло – она была для него и другом, и женой, и громоотводом.
На Даля ходила вся Москва, но критики его как будто не замечали. Он подвернул ногу, не смог играть в спектакле, а ему нашли замену. Исполнил сам знаменитую песню в фильме, а её отдали Олегу Анофриеву…
Лиза знала о его пагубной страсти с самого начала. Это было единственным, что омрачало её счастье.
"Стал очень часто думать о смерти. Удручает никчёмность. Но хочется уходить в неистовой драке".
Виталий Мельников, режиссёр, сценарист:
– Он не играл, а болел. Душою, телом, как угодно. Он существовал на ином уровне, чем многие другие.
В этом фильме он сыграл самого себя, как хотел! Такая удача у актёра может случиться раз в жизни. Но когда картину посмотрело высокое начальство, её положили на полку.
"Вот я весь пред тобой, о, Господи! Я живу, не клянясь, о, Господи! Подари мне покой, о, Господи!"
Эту молитву придумал Олег Даль… Он просил у Бога покоя, но не хотел его сам… Рвался в бушующий мир, но так и не смирился с его несовершенством…