В лучших традициях
Платки
В платках женщины на Руси ходили ещё с языческих времён. Столетиями позже появилось множество свадебных обычаев: в процессе помолвки отец завязывал на голове дочери шёлковую ткань, которую та не снимала на людях до венчания. Традиционные головные уборы были обязательной частью приданого. Насколько сейчас популярны платки с народными мотивами и как их производят?
Дизайнеры твердят в один голос: носите так, как нравится именно вам! Индивидуальность превыше всего. Можно найти исторические зарисовки, искать вдохновение в прошлом. Сейчас этот предмет гардероба доступен каждому, на рынке представлены варианты из разных материалов: от 100% шерсти до синтетики. Русские народные платки можно увидеть и на модных показах.
Традиционный русский платок считается произведением искусства, народным промыслом и достоянием страны. В былые времена каждый элемент и узор имел определённое значение. По форме и способу носки можно было узнать семейный статус женщины и её положение в обществе.
На сегодняшний день самые известные народные платки производят недалеко от столицы – в Павловском Посаде. Традиционным принтом этой мануфактуры с давних времён считается роза. Как и раньше, сначала профессиональные художники отрисовывают задумки в фирменном стиле на бумаге. На это уходит около двух месяцев. Мастера объясняют, что всё делается вручную, потому как это, во-первых, сохраняет традицию, а во-вторых, рисунок в рамках традиции невозможно сделать на компьютере.
Образцы проходят утверждение специальной комиссии и только после этого подбираются составы красок, иногда приходится создавать новые смеси, чтобы получить нужные оттенки. Этим занимается отдельный специалист-колорист.
Раньше производство ткани с цветным узором было рисковым делом: к холсту вручную прикладывался каждый слой краски, отпечатанный на фактурных досках. Поэтому платки называли набивными. Иногда наложений было около 400.
Елена Строкова, менеджер музея Павловопосадской платочной мануфактуры:
– Этот процесс был очень тяжёлым. Он требовал постоянного внимания, доска обязана была лечь на ткань именно в то место, на котором должна быть та или иная деталь рисунка.
Сегодня сил задействуется чуть меньше, часть работы автоматизировали. Однако, процесс такой же – каждый цвет краски отпечатывают отдельно. Целиком изображение на холст не копируется.
Евгений Обухов, помощник генерального директора по связям с общественностью Павловопосадской платочной мануфактуры:
– Сейчас рисунок наносится на ткань с помощью не деревянных форм, а сетчатых шаблонов. Шаблонов ровно столько, сколько цветов. Максимально – 24, а может быть и 10.
Получившееся полотно вешают сушиться. Дальше следует новый этап – вязка бахромы, он до сих пор выполняется мастерицами вручную, как и сотни лет назад.
Традиционный русский платок стал частью повседневной жизни для многих женщин нашей страны. В том числе благодаря Вячеславу Зайцеву. Именно он вдохнул новую жизнь в народный промысел и популяризировал предмет: больше 45 лет модельер активно посещал фабрику в Павловском Посаде и отшивал коллекции с новыми принтами, чем вдохновил многих молодых дизайнеров обращаться к истокам и смело творить в лучших традициях!