Крупным планом
Эмиль Брагинский: последний идеалист советского кино
Стихи и рассказы Эмиль Брагинский сочинял ещё в детстве, не мечтая стать писателем. Он поступил в медицинский, во время войны работал санитарным врачом и иногда в госпиталях давал сеансы одновременной игры в шахматы. Это увлечение и привело его к литературе.
Всё началось с заметки о шахматном турнире. Брагинский бросил мединститут и стал корреспондентом газеты. К тому моменту он был женат на бывшей однокласснице Ирме, поддержавшей эксперименты мужа с выбором профессии. Его очерки о художниках публиковал журнал "Огонёк" (кстати, вкладки с репродукциями – это идея Брагинского). А он потом написал сценарий о жизни Василия Сурикова.
Оставив журналистику, Брагинский стал драматургом. Первую его пьесу, "Раскрытое окно", поставили в Театре Станиславского. Критики обвинили автора в отсутствии чувства юмора, а публика хохотала. "Если раскрыли окно – не заглядывайте в рецензии, простудитесь!" – поддержал его поэт Михаил Светлов. Брагинский понял, что "комедия – вещь серьёзная", в том числе и в кино.
Судьбу Брагинского решило знакомство с Эльдаром Рязановым – кинорежиссёром, поставившим к тому времени "Карнавальную ночь". Они принялись писать в четыре руки. Один, как правило, ложился на диван, другой садился за печатную машинку. Первым творением дуэта стал фильм "Берегись автомобиля".
Ни в чём не похожие авторы соблюдали правило: любая реплика или сюжетный ход менялись только с обоюдного согласия. Избегать конфликтов помогало и чувство юмора, в отсутствии которого когда-то обвинили Брагинского. Они творили, придумывая сразу по несколько сюжетов, используя анекдотические случаи из жизни. Из этих сценариев получались шедевры, а фразы из фильмов тут же уходили в народ.
За 35 совместных лет работы авторы ни разу не поссорились. Но однажды без ведома Брагинского Рязанов решил не оставлять в живых героя фильма "Забытая мелодия для флейты". Режиссёр считал, что время сказок прошло, сценарист – что добро должно побеждать хотя бы в кино.
После долгого перерыва друзья написали сценарий фильма "Тихие омуты", но Брагинский до премьеры не дожил. Последний идеалист советского кино, как называли драматурга, ушёл, оставив нам героев, похожих на наших знакомых или... на нас самих.