Меню

Москва 3:35 27 июля 2024

Главный экспонат

"Февральская лазурь" Грабаря

Как художник добился эффекта присутствия? И почему он называл этот зимний пейзаж своей самой значимой работой? Покажет рубрика "Главный экспонат".

1913 год. В январе столичная пресса опубликовала шокирующую информацию: "В Третьяковской галерее имел место акт дикого вандализма, совершённый сумасшедшим маньяком. Посетитель изрезал ножом знаменитую картину Репина "Иоанн Грозный и сын его Иван". Восстанавливать полотно приехал сам Илья Репин, но результат оказался спорным. И всё же чудо произошло: первоначальный вид шедевру вернул новый директор галереи – Игорь Грабарь.

Он родился в 1871 году в Австро-Венгрии, в семье депутата местного парламента. Его отец вынужден был забрать семью и уехать в Российскую империю. По настоянию отца Грабарь поступил в Петербургский университет на юридический. Параллельно молодой человек успел прослушать курс лекций на историко-филологическом факультете.

"Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей".

Тяга к искусству привела его в мастерскую Павла Чистякова, из которой уже выпустились Валентин Серов и Василий Поленов. В 1894-м Грабарь зачислен в Академию художеств, в класс Ильи Репина. Вскоре начинающий художник отправился в путешествие по Европе. В Париже он открыл для себя импрессионизм. В Мюнхене живописец совершенствует мастерство в художественной школе Антона Ашбе, а затем начинает преподавать и пробует силы в журналистике.

В Россию Игорь Грабарь вернулся не только известным критиком, но и талантливым художником. Десять его картин, показанных на выставке "Мира искусств", были благосклонно приняты публикой, а одну из них приобрели для Третьяковской галереи. Этой чести удостоилась работа "Луч света".

Однажды на одной из московских выставок Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным, и тот пригласил его в свою усадьбу Дугино. Зимой 1903 года, когда Грабарь гостил в Дугино, он познакомился со своей будущей супругой. Усадьба располагалась в очень живописном месте, и художник взял за правило подолгу прогуливаться. Он много работал, забывая об отдыхе и еде.

Сюжет для полотна "Февральская лазурь" возник случайно: прогуливаясь по лесу, Грабарь уронил палку и, наклонившись за ней, поднял глаза к небу.

"Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины".

Чтобы достичь впечатления низкого горизонта, Грабарь сделал углубление в снегу и разместился там с мольбертом. Первоначальный эскиз был написан за полтора часа. Художник настолько увлёкся работой, что закончил её за две с половиной недели.

"Праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу", – напишет Грабарь о "Февральской лазури".

Художник писал с натуры, невзирая на то, что в сильные морозы масляные краски буквально примерзали к кисти и холсту. В течение нескольких лет мастер напишет более сотни зимних пейзажей. Для передачи цвета неба художник использовал различные оттенки голубого.

"Искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня – почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни".

Именно картину "Февральская лазурь" Грабарь считал самой значимой своей работой.



Смотрите также

Субботний Рамблер