Меню

Москва 18:55 21 ноября 2024

Главный экспонат

Главный экспонат Арчимбольдо

Как Джузеппе Арчимбольдо нашёл свою уникальную технику? И что общего было у художника с императором? Покажет рубрика "Главный экспонат".

Портретов много не бывает, тем более, когда вы монарх. Так, в 1590 году Рудольф II, император Священной Римской империи, заказал свой портрет одновременно нескольким художникам. Один написал портрет императора в роскошных одеждах, другой отлил царственный бюст. Джузеппе Арчимбольдо составил портрет Рудольфа из даров природы. Его нос представляет собой грушу, щёки – яблоки, а шея – кабачки, редьку и чеснок. Это был аллегорический образ бога урожайности Вертумна.

Творческий путь Арчимбольдо начался в мастерских Миланского собора, где они вместе с отцом создавали витражи и фрески. И однажды ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии – будущего императора Фердинанда. Спустя десять лет, в 1562-м, миланский живописец перебрался в Вену, на должность придворного портретиста. Арчимбольдо придумывал необычные костюмы, маскарады, торжественные парады и разнообразные спецэффекты. Однако главной обязанностью художника оставалось написание королевских портретов.

Арчимбольдо находит свою уникальную технику. Он составлял портреты из плодов, цветов, овощей, дичи, книг, инструментов. Например, голова повара создана из жаркого и кухонной утвари. Несмотря на юмористический оттенок портрета, сам император был им очень доволен и даже пожаловал художнику дворянский титул и денежный гонорар.

Приступая к очередной работе, художник мчался на рынок и скупал свежие цветы, фрукты и овощи, чтобы получить как можно больше материала для своих работ. Более того, он переписывался с ведущими натуралистами своего времени, уточняя детали того или иного растения. Например, картина "Весна" содержит около 80 научно установленных растений. Новаторство и фантазийность художника дошли до того, что он придумал так называемые картины-перевёртыши, то есть с одной стороны мы видим портрет, но, если картину перевернуть, это может оказаться совершенно иное изображение.

Почти тридцать лет Арчимбольдо служил Габсбургам, но особые отношения сложились у него с Рудольфом II. При нём Арчимбольдо носил титул "мастер празднеств". Они были похожи – их увлекало всё необычное. Так, Рудольф II задумал открыть кунсткамеру, а Арчимбольдо подбирал для неё экспонаты.

До нас дошло всего 17 произведений художника, хотя, по воспоминаниям современников, известно, что картин было гораздо больше. Как это часто случается, наследие мастера было забыто на века. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ столетии оказались доступны широкой аудитории.

Работы Арчимбольдо двояки. Если подойти к полотну ближе, то мы можем детально рассмотреть красоту овощей, фруктов и цветов. Но если отойти дальше, то собирается настоящий портретный образ– хоть и гротескный, но в то же время передающий черты характера модели. Современники отмечали, что в портрете Арчимбольдо Рудольф II очень похож на себя.



Смотрите также

Субботний Рамблер