Важно знать
Пранкеры вне закона
Просто Жура в интернете, а в жизни Дмитрий Журавлёв – пранкер. Он разыгрывает незнакомых людей на улице.
Дмитрий Журавлёв, пранкер:
– Этим я занимаюсь около полугода, результат уже есть. Я подхожу к людям на улице, завожу разговор, ставлю их в неловкую ситуацию.
Пранкерам обычно неважно, вежливо это или нет. Главное, чтобы аудитория росла. Чем грубее розыгрыш – тем больше, как правило, просмотров.
Дмитрий Журавлёв, пранкер:
– У меня сейчас доход только с монетизации на YouTube, я уже набрал много просмотров.
Но часто такие шутки заканчиваются совсем невесело. Например, за пранк в столичном метро горе-блогеру Кароматулло Джаборову дали почти два с половиной года колонии общего режима. Он и его подельник Артур Исаченко решили разыграть пассажиров подземки, имитируя кашель и удушье. Исаченко упал на пол вагона и начал изображать судороги. А Джаборов притворился, что измеряет ему пульс.
Три с половиной года колонии запросил прокурор и для других шутников. Трое блогеров вызвали такси бизнес-класса. Пока водитель по их просьбе складывал пакеты в багажник, один из пранкеров сел за руль. Через несколько минут блогеры вернулись и объяснили, что это был розыгрыш. Но таксист шутку не оценил и вызвал полицию. Возбудили дело об угоне.
Алексей Аксёнов, адвокат, преподаватель ИМПЭ им. А. С. Грибоедова:
– На видео запечатлены все этапы преступного деяния: подготовка к нему, распределение ролей, объективное совершение преступления – отвлекли внимание, один перепрыгнул на водительское сиденье и угнал транспорт. Как это деяние можно назвать шуткой? Это преступление.
В России нет отдельной статьи за розыгрыш, зато есть наказание за хулиганство, причинение имущественного вреда, угон транспорта. Родина пранка – Америка. Недавно там два брата-близнеца изображали грабителей банка – за это им, кстати, тоже светит тюрьма. Но такое смотрят, а спрос рождает предложение.
Юлия Игнатенко, сертифицированный таргетолог, руководитель онлайн-школы продвижения:
– Чем жёстче ты делаешь розыгрыши, тем популярнее это становится. Растут просмотры, к тебе приходят рекламодатели, а это уже значительный уровень дохода. Некоторые берут по 800 тысяч рублей за одну рекламу.
Бывает, что розыгрыши заканчиваются трагедиями. В штате Огайо подростки обмотали дорожный знак прозрачной плёнкой. При свете фар он стал незаметным, и произошло ДТП, в котором погибли две женщины. Шутников посадили.
Алексей Аксёнов, адвокат, преподаватель ИМПЭ им. А. С. Грибоедова:
– Это не только восстановление справедливости, но предотвращение и профилактика преступлений. Если мы спустим одному пранкеру, второму, третьему, четвёртому, то градус противозаконных шуток будет расти.
А в Нэшвилле пранкер Тимоти Уилкс в шутку напал на прохожего с ножом, но жертва достала пистолет и застрелила его. Интернет-аналитики уверены: пока такие видео смотрят, лайкают и комментируют, пранкеры будут делать контент. Пусть и ценой жизни.