Люди настроения
Юбилей Галины Волчек
Накануне своего юбилея Галина Волчек собрала пресс-конференцию и сразу предупредила: никаких разговоров о празднике. Только о делах, главное из которых – возвращение "Современника" домой, в отремонтированное здание на Чистопрудном бульваре. Потом Галина Борисовна призналась: свой день рождения она никогда не любила, всегда куда-нибудь уезжала, а в этом году не вышло – слишком много работы.
Галина Волчек, народная артистка СССР:
– Никаких этих слов не надо. Юбилей какой-то... Я вообще не верю в цифры. Сколько тебе Бог дал, сколько ты можешь вынести, столько тебе и есть.
Сегодня она режиссёр и художественный руководитель, которому нет равных. А ведь когда-то театр был для Галины Борисовны абсолютной тайной. В отличие от кинематографа. Дочь известного режиссёра Бориса Волчека выросла на съёмочной площадке и с 3 лет точно знала, что станет актрисой. Карьера складывалась неплохо, только типаж не позволял играть красавиц.
В какой-то момент Волчек устала от смешных и нелепых героинь. После выхода "Осеннего марафона" актриса твёрдо решила: больше никаких съёмок! Кино осталось в прошлом, и всё время можно было отдать театру "Современник", который они основали вместе с друзьями – выпускниками Школы-студии МХАТ. Когда в 1970-м худрук "Современника" Олег Ефремов ушёл из театра, коллеги по сцене почти единогласно решили, кто должен занять его место.
Галина Волчек, народная артистка СССР:
– Я не готова была занять место Ефремова, но они говорили: "Пожалуйста, мы вам поможем!" А потом лучшим комплиментом в моей жизни было, когда на каком-то событии Ефремов вышел и сказал: "Вы были правы, а я нет!"
Волчек никогда не привлекали красавцы. Ей нравились мужчины особенные, ни на кого не похожие. Лысый и худой, зато невероятно обаятельный и талантливый Евгений Евстигнеев ей приглянулся сразу.
Валентин Гафт, народный артист РСФСР:
– Это Галино чутьё! Она сумела увидеть в нём не то, что он из провинции и чего-то там не читал. Она увидела, что он одарённый Богом человек!
Брак с Евстигнеевым продлился 9 лет. Галина Борисовна называет его счастливым, ведь, во-первых, родился сын, а, во-вторых, даже после развода Евгений Александрович оставался для неё самым близким другом. О том, как они ссорились, мирились, спорили и соглашались, Волчек часто рассказывает на репетициях. Не для того чтобы поделиться сокровенным, а просто так – на своём примере – проще объяснить актёру, какую эмоцию, какое переживание тот должен сыграть в спектакле.
Сергей Гармаш, народный артист России:
– Самое главное, она научила любить ту территорию, которая называется театром. Это непросто! Это большой труд, который требует ущемления личной жизни, ущемления себя, но если это твоё – ты должен это делать.
Волчок – так обращаются к Галине Борисовне свои. Но чаще актёры называют её мамой. И не потому, что главная, а потому, что заботливая и любимая.
Сергей Юшкевич, заслуженный артист России:
– Галина Борисовна вдруг могла сказать монтировщику: "Саша, привезли лекарства, которые нужны твоей маме?" Потом опять на репетиции: "Наташа, тебе передали телефон врача, в котором нуждается твой муж?" То, что Галина Борисовна знает про всех, – это абсолютно доказанный факт.
В тяжёлые для "Современника" времена Волчек всегда боролась за право театра оставаться театром, а не модным местом для светских раутов. Новаторство видела в новых лицах и именах – молодых, талантливых и никому ещё не известных артистах.
Алёна Бабенко, заслуженная артистка России:
– Она приглашает молодых режиссёров, которые ещё ничем не отметились. Никто их не знает. Она решается на эксперименты и смело ставит спектакли.
Ей удалось задуманное: собрать такую труппу, которая на протяжении многих десятилетий делает "Современник" по-настоящему современным. А потому Галина Волчек называет себя абсолютно счастливым человеком.