Это интересно
Лживые сенсации
Фото, сделанное через секунду после выстрела в Джона Кеннеди, – в своё время этот снимок наделал много шума. Миллионы глаз всматривались в каждую деталь самого дерзкого преступления века. Да и сейчас многие, глядя на это, испытывают ужас. А зря, ведь фото вовсе не документальное. Это кадр из малоизвестного фильма "Испытание Ли Харви Освальда". Настоящие снимки существуют, но они совсем не такие яркие.
Александр Шпагин, кинокритик:
– Этот кадр эффектнее, выразительнее. В итоге он и превратился в подлинный документальный кадр, потому что остальные были менее интересными. Вот и всё. Выиграла художественность, а историчность проиграла.
Фотообман как явление родился одновременно с самой фотографией. Изобрели её в 1839 году, а уже в 1840-м публика увидела первый фейк. Сделал его Ипполит Бояр – человек, который считал, что это он первым придумал фотографию. Когда лавры достались Луи Дагеру, Бояр огорчился и отомстил, изобразив себя в виде утопленника.
Алексей Логинов, историк фотографии, профессор РГГУ:
– Эта фотография в своё время очень всех поражала. Обыватель до сих пор верит в то, что фотография является визуальным свидетельством произошедшего события.
Да и как не верить – вот же совершенно естественный Джон Леннон и такой же натуральный Че Гевара играют дружеским дуэтом на гитарах. Придраться не к чему, но история упряма: эти господа в жизни не встречались и уж тем более не музицировали вместе. На самом деле голову Команданте подставили гитаристу Уэйну Габриэлу шутки ради.
Татьяна Орлова, графический дизайнер:
– Все детали подгоняют по цвету, по тону, по освещению. Ракурс должен быть похож. Для ретушёра-виртуоза это не проблема, да и делается быстро.
И снова о Кеннеди. Народ так живо интересовался его отношениями с Мэрилин Монро, что фото, где предполагаемых любовников застали врасплох, просто должно было однажды появиться. Оно появилось. И стало сенсацией. Ведь даже лица видны! Но всё оказалось тонкой подделкой. Фотохудожница Элисон Джексон подобрала идеальных двойников. Придраться к такому фотообману очень сложно.
Алексей Логинов, историк фотографии, профессор РГГУ:
– Фотомонтаж ещё как-то техническими средствами можно распознать, а в этом случае требуется целая экспертиза.
Сергей Эйзенштейн, снимая "Октябрь", и не подозревал, что станет невольным обманщиком. Фильм создали в 1927 году, то есть через 10 лет после описываемых событий. Но эти кадры столько раз использовали в документальном кино о революции, что все привыкли считать его отрывки хроникой.
Александр Шпагин, кинокритик:
– Почему бы не представить себе, что был какой-то оператор, который снимал взятие Зимнего? Постепенно фейковый кадр, который режиссёр вовсе не пытался делать фейковым, превратился в истинный, стопроцентный фейк.
Сегодня то и дело всплывают сенсационные снимки то угольно-чёрного льва, то удивительно синего арбуза. Подписи гласят: смотрите, какие удивительные явления природы! Но удивления достойны разве что мастерство фотодизайнеров и возможности графических редакторов. К примеру, перекрасить арбуз в наше время – дело нескольких секунд.
Дарья Новикова, "Настроение"