Люди настроения
Екатерина Фурцева: "Я недолюбила"
Недоброжелатели называли её "ткачиха", почитатели – "Екатерина Великая". Так говорили о женщине, сумевшей достичь невероятных политических высот и удержаться при трёх правителях Советского Союза.
Оказаться на трибуне мавзолея в качестве одного из руководителей советского правительства девочка с ткацкой фабрики из Вышнего Волочка даже не мечтала. Её, будто за руку, вела судьба: Феодосия, Ленинград, где она училась на лётчицу и вышла замуж за лихого казака Петра Биткова, затем Москва и Институт тонкой химической технологии, где горячую комсомолку избрали парторгом.
Свою дочь она назвала так же, как дочь вождя – Светланой. Со Сталиным она познакомилась в Большом театре, где выступала с докладом о своих недостатках и промахах. Публичное самобичевание было вознаграждено высокой партийной должностью.
После смерти Сталина Хрущёв назначил её председателем комиссии по подготовке ХХ съезда. Он был неравнодушен к её голубым глазам и красивой походке. Но только эстетически. В её жизни были другие мужчины. С Петром Битковым они расстались. Потом был Пётр Богуславский, наставник в райкоме.
Последним мужем стал заместителем министра иностранных дел СССР Николай Фирюбин. Однако ни один из них не полюбил её сильнее советских граждан.
В 1957 году на закрытом заседании Политбюро Хрущёва обвинили в уничтожении сталинской системы. Фурцева тайно позвонила в КГБ, те вызвали Жукова, и Хрущёв был спасён. Вместо благодарности её вывели из состава ЦК. Она приехала домой и порезала себе вены. Её вернули к жизни и назначили министром культуры.
На этом посту она объездила мир, многое узнала и увидела впервые. Интеллектуалкой Фурцева не была, авангард и искусство условных форм не понимала. Любила реалистический МХАТ, внятных художников и идейное кино.
И всё же при ней открылись Театр на Таганке и "Современник", оперные певцы стажировались в "Ла Скала", а невыездные стали выездными.
Узнав, что "Джоконду" везут в Японию через Москву, она захотела показать её жителям столицы. Срочно надо было изготовить раму с пуленепробиваемым стеклом. Фурцева позвонила куда надо, и через неделю "Джоконда" была в Москве. Это был поступок не столько министра, сколько эмоциональной женщины.
50-летний юбилей Фурцева отметила у себя на даче. Было весело, Брежнев танцевал цыганочку, а потом обвинил хозяйку в том, что построена дача за государственный счёт. Это стало крахом многолетней карьеры.
Причиной её смерти назвали сердечную недостаточность, но попытку самоубийства тоже не забыли. Она умерла одна: дочь отдыхала на даче, у мужа был роман на стороне. "Я недолюбила", – призналась однажды женщина, имевшая колоссальную власть в стране.