Люди настроения
Стефан Ламбьель: "В России я чувствую себя уютно, как дома"
– Стефан, добро пожаловать в Москву. Вы знаете 5 языков и даже немного говорите по-русски. Какие слова есть в Вашем арсенале?
– (по-русски) Меня зовут Стёпа.
– Стёпа?
– (по-русски) Да, я говорю по-французски (переходит на иностранный). На самом деле, у меня море друзей из России. И когда я общаюсь с ними, стараюсь выучить какие-то русские слова. Мне нравится русский. Я хотел бы его выучить, и, возможно, однажды начну серьёзно заниматься.
– Москва для Вас – счастливый город. Именно здесь Вы впервые стали чемпионом мира в 2005 году. Что испытываете, приезжая в Россию?
– (улыбается) Да, 11 лет назад я стал чемпионом здесь. Как быстро летит время! До сих пор помню те невероятные эмоции, что испытал! Я вырос на выступлениях российских фигуристов, всегда был поклонником русской школы. Даже занимался с Алексеем Мишиным некоторое время. Поэтому выиграть в России, которая обожает фигурное катание и славится своими фигуристами, было невероятно! Каждый раз, когда я приезжаю сюда, чувствую себя уютно, как дома. У меня здесь много друзей, поклонников.
– Евгений Плющенко всегда был Вашим основным конкурентом.
– Но сейчас мы друзья. Мы уважаем друг друга. Вместе работали над одним шоу. У Евгения Плющенко огромная харизма. Она чувствуется. И даже когда мы соревновались, я всегда радовался, потому что это здорово – соревноваться с сильным соперником.
– Говорят, что в 2005 году, когда Плющенко снялся с соревнований, Вы не обрадовались, а расстроились?
– Потому что всегда интересно соревноваться с сильнейшими.
– Кто для Вас кумир в фигурном катании?
– Их много-много. Когда я был маленьким, обожал смотреть выступления Виктора Петренко, Ильи Кулика. Помню, с каким восторгом смотрел Игры в Солт-Лейк-Сити и выступления Алексея Ягудина и Евгения Плющено.
– А знаете, что российская фигуристка Аделина Сотникова назвала Вас своим кумиром? Вы следили за её выступлениями на Олимпиаде в Сочи?
– Конечно. Я вообще слежу за всеми соревнованиями по фигурному катанию. Аделина очень способная девушка. Она молодец! Кстати, в детстве я смотрел выступления русских фигуристов и старался имитировать их стиль. Включал музыку и пытался танцевать, как Илья Кулик. (смеётся) Потом пытался кататься, как Мария Бутырская. Мне всегда нравилось пародировать, это помогло найти мой собственный стиль.
– Когда смотрели Олимпиаду, не щемило сердце? Не хотелось снова выйти на лёд и посостязаться?
– Конечно, я испытываю ностальгию. Хочется ощутить дух состязаний. Но сейчас наступил период, когда мне хочется делать шоу для людей, а не гнаться за баллами и оценками судей. Я мечтаю поставить шоу с легендарными фигуристами на льду. Пригласить Каролину Костнер. А ещё Татьяну Волосажар и Максима Транькова, они – мои друзья.
– Да, Вы даже приезжали на свадьбу Транькова и Волосожар. Были шафером.
– (смеётся) Да, со стороны Макса.
– Давно дружите?
– Лет 10 я уже знаю Татьяну. Мы соревновались на одних и тех же турнирах. Интересно, что когда Максим был в паре с другой партнёршей, они с Татьяной были конкурентами. Мы подружились ещё юниорами. Максим однажды поделился со мной своей мечтой танцевать с Татьяной. А потом его мечта осуществилась. Вместе они добились успеха. Влюбились! Решили пожениться… Это похоже на сказку.
– Сами-то жениться не надумали?
– (смеётся) Ну, не знаю. Не сейчас это точно.
– Ваша мама мечтала видеть Вас великим хоккеистом. Почему хоккею Вы предпочли фигурное катание?
– На самом деле она боялась сказать моему отцу, что мне нравится фигурное катание, а не хоккей. Всё-таки это не совсем мужское занятие. И тогда я сам решил поговорить с отцом. Сказал: "Я хочу заниматься фигурным катанием". "Раз хочешь, занимайся!" – сказал он. Родители ни разу не пожалели, что я пошёл в этот спорт.
– Ваша сестра привела Вас на каток?
– Да, она занималась фигурным катанием. Но когда я стал кататься лучше, сказала (смеётся): "Всё, хватит. У меня, видимо, нет таланта". Мой младший брат тоже пытался заниматься. Я его тренировал. Но я так строго объяснял ему, что после одного дня занятий со мной (смеётся) он сказал: "Всё, я больше не хочу заниматься фигурным катанием".
– Но сегодня Вы работаете как хореограф и тренер. Какой совет дали бы начинающим фигуристам, которые мечтают стать чемпионами?
– Главное понять, что техника ещё не главное. Главное – чтобы тебе было, что рассказать на льду. Конечно, техника важна, но надо уметь рассказывать историю, показывать эмоции.
– Стефан, Вы участвуете в успешных ледовых постановках. В шоу "Короли льда" с Плющенко. В рок-опере "Парфюмер".
– Да, мне очень нравится проживать эти истории. Когда я слышу музыку (а мы выступаем с живой музыкой), то полностью погружаюсь в своего героя. Ледовые шоу похожи на мюзикл. Если говорить о "Парфюмере", то он так же погружён в мир запахов, как я в мир фигурного катания. Его интересно играть.
– Но помимо катания у Вас есть ещё какие-то увлечения?
– Немногие знают, но я превосходный кулинар. Моя мама из Португалии, поэтому знает очень вкусные рецепты. А бабушка научила меня готовить креветки под чесночным соусом. Это малокалорийное, но очень полезное блюдо. Думаю, когда вернусь на Рождество домой, мама и бабушка приготовят вкусный стол, но креветки всегда готовлю только я. И они всегда на нашем праздничном столе.
– Стефан, мы не можем отпустить Вас без Ваших коронных вращений. Покажете, раз мы на катке?
– Конечно. Давайте сделаем это. Я желаю всем отличного Настроения. И с наступающим Новым годом!