Меню

Москва 2:25 27 сентября 2024

Жизнь замечательных вещей

Мех

Горностай – для императора, кролик – всем остальным. Как мех из необходимости стал предметом роскоши? Выясним в рубрике "Жизнь замечательных вещей".

Шапки и шубы. Красота и тепло. Необходимость, ставшая предметом роскоши. Вещь, изменившая человечество, – мех.

Древние жители Африки отправились на покорение мира. Кто-то оказался на севере. Выжить нагишом за пределами континента было невозможно. Тогда человек стал шкуру добытого мамонта накидывать на себя. Мех подарил тепло.

Постепенно мех входил в повседневную жизнь. Но служил он не только источником тепла. Погреться легко было и у костра. А вот продемонстрировать, что ты самый сильный – убил зверя и надел его шкуру, – мог не каждый. Мех показал силу человека.

Носить мех стало почётно. Шкура леопарда на теле была признаком высшего сословия. Её могли надевать только представители правящих династий или жрецы. Мех стал символом роскоши.

Светлана Гась, скорняк, владелец мехового ателье:

– Мехом старались украсить не только себя, но и оружие. В Римской империи мехом украшали колесницы.

К Средним векам ценность меха только повысилась. Английский король Эдуард IV даже разделил меховую одежду на две категории. Знать имела право носить мех горностая, соболя и куницы. Простолюдину достались кролики и кошки. Мех стал показателем статуса.

Шкурки в Европе были импортными. Значительную часть везли из России. Мягкое золото стало главной целью путешествий европейцев. Львиная доля бюджета России строилась на торговле пушниной. Мех помог в процветании государства.

Но животные из лесов постепенно исчезали. Нужны были новые нетронутые территории. В изобилии пушных зверей нашли за Уралом и в Западной Сибири, которые позже присоединили к России. Мех подарил стране новые территории.

Светлана Гась, скорняк, владелец мехового ателье:

– Из Сибири все поставки шли в Европу. Это был огромный меховой промысел. Главные торговые города – Тобольск и Тюмень Зауральские земли были меховым эльдорадо.

После революции 1917 года, а потом после Великой Отечественной войны серьёзно пострадавшую экономику поднимали, в том числе, за счёт денег, вырученных за пушнину. Мех помог в восстановлении страны.

Шуба по-прежнему оставалась дорогим удовольствием. Тогда возникла идея наладить массовое производство искусственного меха. Женщины Союза выстраивались в очереди за модной вещью.

Ольга Лефферс, искусствовед, историк моды:

– Шуба – это была цель, мечта, та вещь, на которую надо было накопить. Для многих женщин это было символом успеха, достатка, благополучия.

Шуба и сегодня символ зажиточности. Хотя мех и стал предметом споров. Активисты призывают от него отказаться. Впрочем, ученые всё чаще поднимают тему опасности искусственного меха, который разлагается сотни лет. А дизайнеры обращаются к образу славянской девушки в шубе, намекая, какая же это замечательная, тёплая и красивая вещь – мех!



Смотрите также

Субботний Рамблер