По кадрам
"Аватар"
Инновационные технологии и космические сборы. "Аватар" – фильм, который изменил киноиндустрию. Сколько времени ушло на создание жителей Пандоры, и в каких условиях работали актёры? Разберём по кадрам.
"Аватар" – американский научно-фантастический фильм 2009 года. Режиссёр и сценарист – Джеймс Кэмерон. Картина признана самой кассовой в истории кинематографа, сборы превышают 2,5 миллиарда долларов.
Про грандиозный проект режиссёр говорил, что это работа всей жизни. Ещё в середине 90-х Кэмерон написал подобие сценария на 80 страниц, концепцию мира для будущего фильма. Однако то, что он видел в воображении, не получилось бы воплотить – спецэффекты не были на должном уровне, пришлось ждать. Лишь в 2005 году кинокомпания выделила бюджет, чтобы Джеймс снял пробный ролик для первой демонстрации идеи.
Несколько лет команда работала над сценарием. Мир планеты Пандора создавался не только Кэмероном. Он нанял профессионалов, например, профессоров по физиологии растений и обычаям коренных народов. Некоторые черты синекожих инопланетян позаимствовали у эфиопов и новозеландского народа маори. Язык на’ви создали с нуля. Запрос режиссёра был прост – придумать такие фразы, которые актёрам было легко учить и произносить. Лингвист сочинил около тысячи слов. Исполнитель главной мужской роли, австралийский актёр Сэм Уортингтон, в интервью сказал, что ему было гораздо проще овладеть языком на’ви, чем имитировать американский акцент.
При работе над обычными фильмами режиссёр и оператор заранее делают раскадровки. "Аватар" же записывали сразу в 3D буквально со всех сторон. В огромном ангаре были минималистичные декорации и актёры, с ног до головы обвешанные датчиками и метками. Камеры были везде – даже на потолке. А на экранах команда видела всё сразу с некоторой частью компьютерной графики, замена происходила в реальном времени. Позже, когда материалы с артистами были отсняты, Кэмерон мог ходить по этому пространству с виртуальной камерой. Смотреть сцену "изнутри" и как бы перезаписывать ракурсы.
Специальные программы позволили камерам не только считывать движения актёров, но даже считывать изменения зрачков. Благодаря новой технологии создателям удалось избежать эффекта "зловещей долины", лица не казались нарисованными и безжизненными. Неповторимые для того времени процессы потребовали и небывалых вычислительных мощностей. Каждая минута фильма занимала 17 Гб. Для создания графики использовали 4 тысячи серверов. Некоторые сцены выгружались по 47 часов.
В фильме активно поднимается тема экологии. Проблема крайне важна для Кэмерона, он был активистом ещё со школьных времён. Однако не все соглашались с его видением. На одной из встреч глава киностудии спросил, можно ли убрать все эти глупости с обниманием деревьев из сценария. На что режиссёр строго ответил: "Нет", ведь это – главная часть фильма.