Крупным планом
Борис Плотников: "Задача театра – обратить человека к вечным ценностям"
Будущий актёр родился в уральском городке, в семье, где все пели. И, хотя профессии родителей были далеки от искусства, мальчика отдали в музыкальную школу. Мама мечтала, что когда-нибудь её сын станет известным скрипачом.
"Наверняка ведь каждая мать, когда баюкает ребёнка, вкладывает в него самое лучшее".
Боря получил аттестат, но выбрал другую стезю – драматического артиста, и вместо консерватории подался в театральный вуз. Он штурмовал Ленинград и Москву, но впечатлить столичных педагогов не удалось – в Школе-студии МХАТ Плотникову вынесли беспощадный приговор, назвав профнепригодным. Пришлось вернуться в Свердловск.
"Моя молодость пришлась на середину ХХ века – это же самое лучшее время, когда кажется, ещё всё впереди, запас большой".
Так он стал выпускником Свердловского театрального училища и актёром местного ТЮЗа. А затем началось "Восхождение". Главную роль в кинодраме с символичным названием предложила Лариса Шепитько. Режиссёр настояла на выборе провинциального актёра, до этого игравшего сказочных персонажей.
Актёру предстояло взять небывалую высоту, которую Шепитько разглядела в бездонных глазах Плотникова.
"На этом доверии к моим возможностям, конечно маленьким в то время, и была построена, наверное, вся роль".
Неожиданно перед признанным некогда профнепригодным Плотниковым приветливо распахнулись двери столичных храмов искусства. Оказалось, что нужен он нескольким театрам: сначала – Сатиры, через 10 лет – Советской армии, где Леонид Хейфец доверил ему главную роль в "Идиоте". Он сыграл её 189 раз!
Утончённого актёра приглашали на роли людей, как правило, интеллигентных и благородных. Одна из них прославила его на всю страну: имя ассистента профессора Преображенского навсегда прикрепилось к Плотникову.
Он не терпел штампов и повторений, предпочитая полярно разные образы: от добряка до злодея и от богача до нищего. Уже став знаменитым, окончил факультет искусствоведения Уральского университета. Несмотря на славу и зрительскую любовь, бесконечно искал совершенства: был избирателен в киноролях и больше времени отдавал театру.
"Задача театра – поднять человека. Хотя бы обратить его к каким-то вечным ценностям".
Ценности, которые исповедовал Борис Плотников, ясны по галерее созданных им образов и редким интервью. Скромный и тактичный, он не вторгался в чужое пространство и никого не пускал в своё. "Закрытый артист", – скажут одни. "Зато честный, и не притворщик", – ответят другие.