Меню

Москва 18:02 16 сентября 2024

Популярная наука

Химия метро

Почему мозаики столичной подземки не теряют ярких красок? И для чего используют базальтовую вату и зонты из алюминия? Рубрика "Популярная наука" спустилась в метро.

Сегодняшний выпуск "Популярной науки" посвящён удивительной химии самого красивого метро в мире.

Просторные и светлые пространства, напоминающие, скорее, дворцовые коридоры, чем подземные туннели, с первых секунд завораживают небывалой роскошью и техническими решениями. С мая 1935 года московский метрополитен не только впитал передовые научно-технические идеи мировой практики подземного строительства, но и прославился собственными уникальными разработками во всех сферах человеческой деятельности.

Советские архитекторы первыми применили натуральные камни и минералы в строительстве подземных конструкций. В московском метро их более десяти наименований из разных месторождений. Одного только мрамора использовано не меньше 20 видов.

Многие мозаичные панно московского метро сегодня считаются шедеврами монументального искусства. Например, потолки станций "Маяковская" и "Новокузнецкая", созданные по эскизам художника Александра Дейнеки, в этом году юбиляры: 85 лет прошло со дня появления красочных панно на станции "Новокузнецкая" и 80 – на "Маяковской". А смотрятся они по-прежнему прекрасно, что неудивительно.

Мозаики сделаны из смальты – непрозрачного цветного стекла, особым образом обработанного оксидами различных металлов. В России собственную технологию изготовления 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт первым разработал Михаил Ломоносов. Оригинальная технология создания материала и по сей день секрет, известный лишь производителям, которых в мире единицы.

Химия метро увлекательна. В мраморе содержится уран и кальций, в светодиодах – индий, галлий и цинк. В туннелях и вагонах – алюминий, чугун, различные сплавы железа. Есть даже базальтовая вата, её применяют для теплоизоляции коммуникаций. Прототипом современного утеплителя стали взбитые пучки застывшей лавы, похожие на шерсть. Геологи ещё называют их волосами Пеле, древней полинезийской богини вулканов. Пассажиров подземки в буквальном смысле окружают элементы из таблицы Менделеева. Недаром Дмитрию Ивановичу и в целом химии посвящена целая станция. Архитектура "Менделеевской" отображает основные вехи развития этой науки. На ней есть таблица элементов и на почётном месте – портрет её создателя. В центральном зале висят люстры в форме кристаллической решётки с шарами, символизирующими атомы, на стенах – медальоны с изображениями электронной плотности разных молекул.

В метро есть и особые зонты из сотового алюминия. Кроме архитектурной функции, они действительно защищают от воды. Если вдруг на потолке образуется конденсат, то капли не будут падать на головы пассажирам подземки, а стекут в специальные лотки, спрятанные под зонтами.



Смотрите также

Субботний Рамблер