Это интересно
Животные: возвращение в природу
Дома у Ксении живёт шесть сотен панд. Первая поселилась в 2010-м. Мягкого медведя девушке подарили. Он-то и положил начало самой большой коллекции игрушечных панд в России. На полках тамбовчанки вальяжно разместились панды-игрушки, панды-украшения и даже панды-посуда.
Ксения Дубенская:
– У меня есть очень милая и стильная пушистая сумочка в виде панды. А ещё классная панда-сковородка.
Около века назад была велика вероятность, что чёрно-белые медведи останутся на Земле только в таких коллекциях. Шкуры панд дорого ценились на чёрном рынке, а внутренности использовались в народной медицине. Браконьерам было чем поживиться. В середине ХХ века в Китае забили тревогу. Были приняты строгие наказания, вплоть до смертной казни, за убийство животного. Сегодня по всему миру живёт больше двух тысяч бамбуковых мишек.
Владимир Пинаев, доцент Института экологии РУДН:
– Есть специальные организации, которые занимаются этим в Китае. Это и искусственное оплодотворение, и, при необходимости, инкубационное вынашивание детёнышей. В некоторые заповедники в Китае, где разводят панд, можно поехать волонтёром, поработать там, пообщаться с животными напрямую.
15 лет назад количество дальневосточных леопардов едва дотягивало до сорока. Чтобы сохранить популяцию, в 2012 году в Приморском крае создали национальный парк. Сегодня у леопардов роскошная жизнь в комфортных условиях, располагающих к продолжению рода. Этих редких кошек в России сейчас уже больше 130 особей.
Мария Окулова, заместитель директора по экопросвещению и международному сотрудничеству ФГБУ "Земля леопарда":
– Борьба с браконьерством сыграла основную роль в увеличении популяции дальневосточного леопарда. И уже с 2013–2014 года наметился рост популяции.
Сколько бы ни говорили, что держать животных в неволе плохо, белые ориксы своему спасению обязаны именно частным зоопаркам. Последнюю дикую антилопу убили в 1972 году. Однако во дворцах богатых шейхов оставалось ещё несколько приручённых особей. Они и положили начало программе по возрождению вида и возвращению его в природу.
Антоний Ковалёв, зоолог-натуралист:
– Главная трудность в восстановлении какого-либо вида – создание условий, в которых ему будет комфортно жить и размножаться.
Единственная в мире дикая лошадь – лошадь Пржевальского – из дикой природы исчезла в 1966 году. Все современные поколения – потомки одиннадцати особей, выловленных ещё в 1945-м, и одной домашней лошади. Сегодня насчитывается больше двух тысяч лошадок. В заповеднике в Оренбургской области животные ведут полувольный образ жизни, и условия можно назвать первозданными.
Владимир Пинаев, доцент Института экологии РУДН:
– Там нет никаких сельскохозяйственных угодий, и лошади обитают внутри этой природной среды. Естественно, за ними наблюдают.
Наука близка к тому, что в недалёком будущем могут возродить и те виды, которые исчезли с лица Земли десятки, а то и сотни лет назад. Генетики извлекают образцы ДНК сумчатого волка, мамонта и других особей и пытаются создать клоны животных, чтобы в будущем восстановить их популяцию в природе.