Меню

Москва 13:19 24 ноября 2024

Это интересно

Модные ушанки

Как современные головные уборы связаны с будёновками? И почему советские граждане не снимали шапки в помещении? Рубрика "Это интересно" примерила ушанку.

Ушанка за 125 тысяч рублей. Известный французский модный дом в коллекции осень-зима представил свою версию главного символа России – и народная любимица снова оказалась в трендах.

Сергей Зверев, король гламура:

– Моя любимая шапка-ушанка на завязочках – подарок от уфимских мастеров. Это песец, некрашеный, натуральный.

Но прежде чем стать белой и пушистой, ушанка проделала долгий путь. По мнению историков, произошла она от монгольского малахая: головной убор в виде конуса из овчины защищал кочевников не только от мороза, но и от метких стрел. По другой версии, шапку с ушами и козырьком придумали в годы Гражданской войны.

Александр Петлюра, художник:

– Это шапка-трансформер. Можно в ней спать, можно её закрыть на пуговицы и вернуть в исходное положение.

А потом появилась будёновка, она же богатырка, фрунзевка, колчаковка. Для разработки её дизайна был объявлен конкурс, в котором приняли участие известные художники. Лучшим оказался автор "Купчихи за чаем" Борис Кустодиев, так что ушанка – отчасти его творение. Правда, именно ушанкой она стала уже в годы Великой Отечественной. Тогда сильно не баловали: мех брали искусственный. Опускать отвороты устав разрешал лишь на морозе.

Денис Петров, музейный педагог, экскурсовод:

– Шились такие шапки на суконной основе с ватной подкладкой и частями из искусственного меха, они различались цветами по родам войск. В морском флоте шапки были из чёрного сукна и с чёрным мехом для отделки.

После войны ушанка перекочевала в народ. Самый простой вариант – кролик с утеплителем из ватина. Изделие было недорогим, но быстро теряло шерсть, а вместе с ней и вид. Хватало от силы на два сезона. Другое дело – пыжиковая ушанка из шкуры молодого оленя или попроще – цигейковая. Такую было не сносить. И тяжёлый люкс – шапка из норки. Тренд на неё среди политиков задал Леонид Брежнев. Стоило ему в ней появиться, как головной убор тут же сделался хитом в партии.

Сергей Зверев, король гламура:

– Норка и соболь были предметами роскоши, эти шапки хранили в холодильнике, носили по 20-30 лет и сохранили до наших дней. И шубы новые, и шапки новые.

Обычные граждане предпочитали экономию – покупали экземпляры, где внутри отворотов была кожа. Но даже с обманкой обладателями шапки из меха мечтали стать многие. Ушанка не только говорила о статусе, она считалась своеобразной валютой: на неё можно было обменять что-то из дорогостоящих продуктов или мебели. Именно поэтому головной убор часто не снимали в помещении, некоторые даже не расставались с ним в театрах и закусочных, боялись, что украдут.

Валерий Архипов, президент Союза коллекционеров России:

– Криминалитет в основном занимался тем, что было востребовано на рынке. Так вот шапки в то время были дефицитом. Достаточно легко было подбежать сзади к прохожему, ударить его и забрать шапку.

А ещё слава исконно русской шапки пошла далеко за рубеж. Ушанка не только стала главным зимним сувениром из России, но и застолбила за собой отдельное слово в английском языке. Согласно оксфордскому словарю shapk’ой можно называть только ушанку.



Смотрите также

Субботний Рамблер