Меню

Москва 4:06 27 июля 2024

Главный экспонат

Тот самый "Московский дворик"

Как поиски квартиры принесли художнику славу? В рубрике "Главный экспонат" – наиболее известная картина Василия Поленова.

В мае 1878 года московские газеты запестрели рецензиями о художнике-дебютанте Василии Поленове. В одной статье говорилось: "Московский дворик" и ряд других "тургеневских" интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой".

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Поленов только переехал в Москву из Петербурга, искал для себя жильё и в одном из переулков Арбата выглянул в окно и увидел этот дворик. Петербуржец, привыкший к дворам-колодцам, был очарован красотой простого дворика. И тут же принялся писать картину.

Из письма Поленова к Ивану Крамскому: "Картинка моя на Передвижную выставку давно готова, а рама только теперь. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось выступить на Передвижную... с чем-нибудь порядочным". Вопреки сомнениям художника, "картинка" имела у публики оглушительный успех. Пейзаж с выставки был приобретён Павлом Третьяковым в его собрание.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Поленов выбирает очень смелый ракурс, картина совершенно не выглядит постановочной. В левом нижнем углу мы видим самую обычную помойку.

Однажды Поленов обратился к Третьякову с просьбой внести кое-какие изменения в "Московский дворик", в частности улучшить изображение световоздушной среды. И Третьяков был вынужден согласиться.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Вы только посмотрите, какие переходы! От неба к голубоватой крыши, затем в зеленоватую листву. И на этом ярком голубом небе, освящённом солнцем, мерцают золотые купола московской церквушки.

Спустя два года Поленов написал копию "Московского дворика" и лично подарил её Ивану Тургеневу.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Эту картину писатель Тургенев разместил в своём кабинете, когда жил и работал в Париже.

Известен точный адрес "Московского дворика". Из письма Поленова: "Дорогой дядя, моё новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой".

Наталья Игнатова, искусствовед:

– В этой картине Василий Дмитриевич Поленов объединил два жанра – бытовой и пейзажный.

Изображённый на полотне храм Преображения Господня на Песках, что на Арбате, сохранился до наших дней. А вот поленовского дворика мы уже не увидим.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Поленов учил видеть цвет. Таких художников в русском искусстве называют колористами.

Как только пришёл успех, Поленов сразу купил землю, построил дом по собственному эскизу и открыл школу для крестьян. Поленов любил повторять: "...искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Картина "Московский дворик" – это настоящий праздник для глаз зрителя. Не нужно знать никаких исторических фактов, не надо изучать тонкости почерка художника, просто любуйтесь и наслаждайтесь! Изображён уникальный мир тихой, счастливой и такой простой, но прекрасной жизни.



Смотрите также

Субботний Рамблер