Важно знать
Советские артефакты
Продал хлам с чердака – и стал миллионером. Обычно такой бонус судьба дарит потомкам элиты, их родственникам или приближённым. Впрочем, бывают исключения. Старьёвщик Макс Верник за 20 лет работы не раз делал ценные находки в неприметных хрущёвках.
Макс Верник, коллекционер:
– Обычная квартира – никаких предпосылок к суперкрутым вещам. Двухтомник "Стрельба пулей" – царские книги в отличном переплёте. Просто стояли две книги за 700 тысяч рублей на пыльных полках.
Многие даже не подозревают, что владеют раритетом, поэтому выбрасывают ненужный предмет или отдают его за бесценок: обычно старьёвщик платит за вещь не больше трети от стоимости. Однако сделка может быть куда выгоднее. Главное – собрать максимум информации о находке. Купил антиквар, например, шкатулку за 40 тысяч рублей. Собирался продать тысяч за 70, но заглянул внутрь – и под слоем пыли обнаружил дарственную надпись: "Леониду Ильичу Брежневу от индийского посольства". Ценность раритета тут же выросла в 10 раз и может стать ещё выше.
Макс Верник, старьёвщик:
– Если удастся обнаружить фотографию Брежнева с этой шкатулкой рядом или в одной комнате – всё, миллион рублей.
На аукционе уникальный экземпляр реально продать ещё дороже. Но нужно быть готовым к тому, что потребуется время. Придётся ждать, когда лот разместят в каталоге, напечатают его, опубликуют и, наконец, проведут торги.
Пусть не за миллионы, но выгодно можно продать и менее солидный винтаж. Коллекционер Валерий Архипов без колебаний берёт у скупщиков символику Олимпиады-80, советские скульптуры и игрушки. Особенно ценятся ёлочные украшения: за фигурку на прищепке можно получить до 200 тысяч рублей. Вопрос только в том, насколько она редкая. Чем меньше копий сохранилось – тем дороже. Это правило распространяется на весь антиквариат.
Валерий Архипов, антиквар, президент Союза коллекционеров России:
– Вот живой пример – два медвежонка. Они очень скромные на вид, но на самом деле у них клеймо Ломоносовского завода. Это начало 1940-х годов. Прошла война, минуло послевоенное время, таких медвежат осталось очень мало, и стоимость вещь может доходить до 30 тысяч рублей.
Винтаж интересует не только охотников за воспоминаниями, но и дизайнеров. Чехословацкая бижутерия нарасхват уже много лет. Одно время был популярен хрусталь, но мода на него прошла. Среди писателей появился спрос на печатные машинки. Говорят, за ними чаще посещает вдохновение, да и фотографии для соцсетей получаются атмосфернее. Большой интерес к антиквариату и у школьников. На старые радиолы, телефоны с трубкой, граммофоны смотрят, по словам коллекционеров, как на шайтан-машины.
Павел Бритов, коллекционер:
– Обычно воображение школьников поражает то, что не надо батареек. Стоит завести пружинку, отпустить тормоз и поставить иголку – и зазвучит музыка из патефона.
Дети пока не в состоянии что-то купить, но лет через двадцать-тридцать именно они зададут тон новой моде на старину.