Люди настроения
Геннадий Гладков: "У меня в голове музыка звучит так, что я ночами спать не могу"
Музыка Геннадия Гладкова – это знак качества и неизменного успеха. "Джентльмены удачи", "Бременские музыканты", "Обыкновенное чудо" – его фильмы узнают не по первым кадрам, а по первым аккордам. Как говорит сам Гладков, он не придумывает музыку, он её слышит, его дело – успеть записать.
Путь в большой кинематограф Гладкову открыл его близкий друг и одноклассник Василий Ливанов. Один любил рисование, другой – музыку. Мальчики сидели за одной партой, гуляли во дворе и часто попадали в драки.
Василий Ливанов, народный артист РФ, актёр, режиссёр:
– Гладков считался первым драчуном нашего класса, и у него было прозвище Пеликан, которое потом в просторечье превратилось в слово Пиня, и говорили, что у Пини колючий кулак.
Первый успех к Гладкову пришёл с "Бременскими музыкантами". Рок-н-ролльные песни и герои в брюках клёш перевернули сознание советского зрителя. Ливанов – автор сценария и режиссёр, Гладков – композитор и исполнитель песни Короля.
Отдельная глава в творчестве Гладкова – фильмы Марка Захарова: в них что ни песня, то настоящий шедевр. В отличие от других режиссёров, Захаров требовал писать музыку до начала съёмок, тогда на площадке актёрам проще попасть в ритм и настроение сцены. Труднее оказалось объяснить певцам на записи фонограммы, как будет выглядеть фильм.
Леонид Серебренников, певец:
– Мне сам Гладков рассказывал очень забавно: на экране мишень, на эту мишень подходит волшебник, а молодой парень, Медведь, я тогда не знал, что за Медведь, целится ему пистолетом в лоб. Справа костёр и твоя песня. "Понял?" Я говорю: "В общем, понял".
Захаров всегда лично присутствовал при написании музыки. Он приходил к Гладкову домой, и долгие часы сидел рядом с ним у рояля. Для композитора это настоящая пытка, хотя результат чаще всего превосходил ожидания.
Геннадий Гладков, народный артист РФ, композитор:
– Когда приходил Захаров, он всегда спрашивал так: "Посещал тебя Боженька? Давали ли тебе какие-то музидеи?" Я говорю: "Не знаю, ты проверишь сам, когда я тебе сыграю".
В ставшей знаменитой "Неаполитанской песне" в фильме "Формула любви" Гладков был автором не только музыки, но и слов.
Марк Захаров, народный артист СССР, режиссёр:
– Когда мы уже всё закончили по "Формуле любви" и всё записали, Гладков был очень утомлён, я собрался уходить, и сказал: "Гена, ещё забыл сказать про песню слуг. Они должны что-то спеть".
Юлий Ким, поэт:
– Гладков ответил: "Бином Ньютона, подумаешь тоже". И через день уже всё было готово. И он запел: "Уно, уно, уно моменто". Я до сих пор не знаю, что такое "сакраменто" в переводе с итальянского, и Гена, по-моему, тоже. Надо заметить, что Абдулов поёт своим голосом, а Фараду озвучивает композитор. Хотя Фарада петь тоже умел, но у него не хватило такого тенора, которым обладает Геннадий Игоревич.
Жизнь Гладкова – это не только признание и успех. Ему пришлось пережить удары судьбы: смерть сына, тяжёлую болезнь. Но он до сих пор работает. Не так давно композитор вновь написал музыку к фильму своего друга Василия Ливанова. И она, как всегда, прекрасна.
Геннадий Гладков, народный артист РФ, композиитор:
– У меня в голове музыка звучит так, что я иногда ночами спать не могу. Она звучит в подробностях, я утром встаю, запишу её, а потом приходят ученики и переписывают.
У Гладкова много учеников, и ещё много замыслов и планов. Пусть они все осуществятся! С днём рождения, Геннадий Игоревич! Ваша музыка – обыкновенное чудо. Спасибо вам за неё!