Меню

Москва 4:48 22 ноября 2024

Главный экспонат

Загадки "Ноктюрна" Уистлера

За что британского художника называли "странным человеком"? И как он провоцировал публику на выставках? Покажет рубрика "Главный экспонат".

В Париже этого художника называли "странным человеком". Лондон был шокирован его розовыми платками и ядовито-жёлтыми носками. Когда в 1877 году он выставил свои работы в лондонской галерее, и вовсе разгорелся скандал. Особому осуждению критиков подвёргся "Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета". Джеймсу Уистлеру пришлось защищать своё новаторское творение в суде.

Джеймс Уистлер жил и учился в России. Его отец был знаменитым инженером на железной дороге, которого Николай I пригласил из Лондона работать в Россию, с ним приехала и его семья. Из письма Уистлера: "Я художник и "родился" в Петербурге".

Уистлеру было 14 лет, когда он решил, что станет художником. Своенравный молодой человек отправился изучать живопись в Париж. Он добился признания как портретист, но его неуёмная натура стремилась к новым граням в творчестве, и художник посвящает себя пейзажу. Он хотел добиться необыкновенного сияния ночного неба и ночных красок. Уистлер экспериментировал с упрощением сюжета и ограничением палитры, но всегда знал, как правильно подобрать нужный тон. Бывали случаи, когда он несколько дней тратил на составление красок, а затем за час мог написать один из своих пейзажей. Готовые смеси хранил в баночках, заполненных водой. Уистлер был уверен: "Если о картине говорят: "Видно, что над ней хорошо поработали", – значит она не закончена".

Свои пейзажи он называл "лунными", но позже переименовал их в "ноктюрны". В качестве подписи Уистлер использовал монограмму в виде бабочки. Это было оригинально, но не случайно. В детстве мать называла его "Моя дорогая бабочка".

Картина "Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета" завораживает зрителя. Помимо необыкновенного сияния ночи мы видим вспышки фейерверка. Действие происходит в парке, а фейерверк мы видим над Темзой.

Современники неоднозначно воспринимали творчество Уистлера. К тому же художник часто сам провоцировал публику. В галерее рядом с картинами он указывал цену. "Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета" художник оценил в 200 гиней.

Одним из самых знаменитых критиков художника стал знаменитый искусствовед Джон Рёскин: "Не думал, что мне доведётся увидеть, как самодовольный скоморох станет требовать двести гиней за то, что плеснул из горшка с краской в лицо публике". Оскорблённый Уистлер подал на критика иск за клевету: "Я, как вы выражаетесь, "смастерил" эту картину за два дня. Один день у меня ушёл на то, чтобы написать её, а второй – на отделку". Художник не терпел критику в свой адрес и написал удивительную книгу с красноречивым названием "Изящное искусство создавать себе врагов". Кстати, сам Рёскин не явился на слушания, и критика признали виновным. Позже "Ноктюрны" Уистлера воодушевили на создание музыкальных ноктюрнов Клода Дебюсси.

Первое, что хочется сделать, увидев картину Уистлера, – это найти детали и разобраться в том, что же происходит на полотне. Но откажитесь от этой задумки, почувствуйте ту мимолётность мгновения, которую художник так мастерски передал в своём "Ноктюрне".



Смотрите также

Субботний Рамблер