Хит-просвет
Хит-просвет от Будулая
Год 1979. На советские экраны вышел мини-сериал о судьбе казачки Клавдии Пухляковой и цыгана по имени Будулай. В роли главной героини режиссёр Александр Бланк видел только настоящую казачку Клару Лучко. А с выбором актёра на роль Будулая возникли проблемы. Ни один кандидат не нравился. Бланк хотел видеть в кадре Армена Джигарханяна, но тот не смог приехать на пробы. И тут вмешалась Лучко, вспомнив о давнем знакомстве с колоритным молдавским актёром Михаем Волонтиром. Увидев его, режиссёр воскликнул: "Вот мой Будулай!"
Увертюру, которая получила не меньшую известность, чем фильм, написал малоизвестный в ту пору композитор Валерий Зубков. До встречи с режиссёром он и мечтать не мог о кинематографе: ни высшего образования, ни партбилета в кармане.
Игорь Зубков, композитор, сын Валерия Зубкова:
– Без высшего музыкального образования нельзя было стать членом Союза композиторов. Если ты не член Союза композиторов, то ты не можешь никуда попасть. Замкнутый круг, из которого нельзя было выйти вообще никак.
Помогло случайное знакомство Зубкова с актрисой Майей Булгаковой, которая сыграла в фильме соседку Клавдии Лущилиху. Именно она привела нового друга на съёмочную площадку и убедила музыкального редактора закрыть глаза на полное отсутствие у композитора званий и регалий.
Игорь Зубков, композитор, сын Валерия Зубкова:
– Она сделала приписку и написала в документах, что он член Союза композиторов. Если бы это дело раскрылось, она бы могла сесть в тюрьму за подлог.
Зубков понимал, что второго шанса попасть в большое кино не будет, и целый месяц не отходил от инструмента. Однако готовая увертюра режиссёра сильно разочаровала.
Игорь Зубков, композитор, сын Валерия Зубкова:
– Он сказал: "У меня в кадре цыган в забрызганных сапогах. Я ждал чего-то по-настоящему цыганского, а Вы мне принесли какого-то Поля Мориа!"
Игорь Зубков, композитор, сын Валерия Зубкова:
– Когда отец это услышал, он был просто абсолютно убит. Он понял, что цыганское писать не будет, а то, что он написал, было не понято.
В дело вновь вмешалась Майя Булгакова. Она поставила режиссёру ультиматум: или музыка останется, или она уйдёт. Да не просто уйдёт, а подговорит других артистов последовать её примеру.
Игорь Зубков, композитор, сын Валерия Зубкова:
– Она сказала слова, которые стали пророческими: "Саша, вот ты умрёшь, дай Бог тебе здоровья, а музыка Валеры из фильма "Цыган" останется и будет популярна во всей стране!"
Так и вышло. Сегодня эта музыка звучит повсюду: в концертных залах, в домах творчества и даже во время посиделок у костра. Несколько лет назад знаменитая мелодия обрела слова. Их сочинил исполнитель шансона Александр Поручик. Сначала поклонники советского Будулая насторожились: зачем гениальной мелодии нужен текст? Но позже признали, что песня получилась хорошая.