Это интересно
Продуктовое вымирание
Уже довольно скоро в палеонтологических музеях по всему миру, рядом с динозаврами и окаменелостями, будут выставляться законсервированные бананы, кофейные зёрна и мидии. В это сложно поверить? Но некоторые учёные уверены: всего через каких-нибудь 50-100 лет часть продуктов постигнет участь мамонтов. Они исчезнут.
Непозволительной роскошью может стать, например, обычный шоколад. За последние годы урожаи какао уменьшились в несколько раз. В одни регионы пришла засуха, в другие – тропические болезни. Шоколадные деревья высыхают и стареют. От паразитов и инфекции в большинстве стран страдают и кофейные деревья. Всему виной глобальное потепление.
Дмитрий Звонка, агроном:
– От глобального потепления в целом ожидается прирост растительной биомассы. Другое дело, что растения, которые не могут приспосабливаться к изменениям климата, могут пострадать из-за вредителей.
Грибок под названием "тропическая гонка" стёр с лица земли уже не один гектар банановых плантаций. Инфекция добралась до Африки и Австралии, серьёзный неурожай зафиксировали также на Филиппинах и в Индонезии. Страдает в основном самый привычный нам сорт Кавендиш – именно ему специалисты прогнозируют скорое вымирание. Правда, трагедии в этом никто не видит. Бананы – культура неприхотливая: исчезнет один вид, появится другой. Может быть, даже вкуснее.
Дмитрий Звонка, агроном:
– Бананы никогда не станут экзотическим продуктом. В тропических странах они являются основной едой, как у нас картошка. По всему миру выращивают большое количество разных сортов. Бананы – это трава, а не деревья, поэтому их очень легко выращивать.
Перспективы авокадо выглядят куда туманнее. Чтобы вырастить всего один килограмм плодов, нужно примерно триста литров воды. Фермеры Калифорнии умывают руки: там уже несколько лет подряд неурожай из-за засухи.
Мёд тоже находится в списке исчезающих продуктов. Явление, когда пчёлы вдруг оставляют улей и исчезают, многие называют мистическим.
Одна из причин странного поведения медоносных насекомых – клещ, которого завезли к нам ещё в 60-х. Теперь он распространяется с бешеной скоростью. Паразит кусает пчелу, после чего она покидает свой дом и гибнет.
Владимир Карцев, энтомолог:
– На Дальнем Востоке встретились наша медоносная пчела и китайская восковая, страдавшая от клеща. В итоге паразит перешёл на медоносную пчелу, и сейчас очень трудно найти хотя бы одну незаражённую семью. Мало того что клещ кусает пчелу – он ещё переносит вирусы.
Пчеловоды терпят убытки. К тому же натуральному продукту всё сложнее конкурировать с искусственным. Уже через несколько десятков лет настоящий пчелиный мёд может стать диковиной. Как и многие виды рыбы.
Кирилл Кузищин, профессор кафедры ихтиологии:
– Объёмы браконьерского лова сравнимы с объёмами лова официального, а в некоторых странах могут превышать их в 10 раз. Мы рискуем потерять очень многие виды рыб: осетровые, лососевые и ценные виды карповых.
В том, что мы останемся без морепродуктов, виноваты не только браконьеры.
Кирилл Кузищин, профессор кафедры ихтиологии:
– В условиях глобального потепления происходит таяние льдов Арктики и опреснение воды. Это может отрицательно сказаться на жизни некоторых морских гидробионтов, особенно их мельчайших представителей.
Погибают водоросли и планктон, являющиеся основной пищей моллюсков. А если верить пессимистичным прогнозам климатологов, мидии скоро вымрут, как динозавры.
Светлана Буштырёва, "Настроение"