Это интересно
Вандалы против искусства
Пара секунд – и работа Клода Моне "Стога", самая дорогая картина в стиле импрессионизма, превращается в ярко-жёлтую жижу. Шедевр XIX века становится жертвой нападения активистов экодвижения. Вандалы обливают картофельным пюре часть мирового культурного наследия и приклеивают себя к стене.
Андрей Ковалёв, коллекционер:
– Я просто в шоке от того, что происходит. У меня есть радикальное предложение: приклеили себя – зал закрывается и каждому кладётся по пиле. Я вас уверяю, через месяц ни одного желающего приклеивать себя уже не будет.
Этой осенью досталось и другим предметам искусства. В лондонской Национальной галерее "Подсолнухи" Ван Гога подверглись атаке томатным супом. В Нидерландах суд приговорил к тюремному сроку злоумышленников, которые пытались испортить полотно "Девушка с жемчужной серёжкой" Яна Вермеера. И всё это под лозунги, призывающие защитить природу. При чём здесь картины великих художников, неясно.
Владислав Жуков, член Научно-технического совета Росприроднадзора:
– Это проявление крайней степени распущенности, бескультурья. Существует множество акций, где люди, действительно небезразличные к судьбе нашей планеты, проводят субботники, высаживают деревья.
Но зачем участвовать в субботниках, когда самоцель не охрана окружающей среды, а привлечение внимания: таким странным способом хулиганы заявляют о себе и надеются на новых подписчиков в соцсетях.
Сергей Ланг, психолог:
– В этот момент человек испытывает жуткую ненависть к окружающим, к социуму. Он считает, что все кругом виноваты. В первую очередь государство, например. На какой-то период таким людям становится легче.
Желающие посягнуть на мировое культурное наследие были всегда. Рекордсменом по числу покушений считается "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. В 1956 году преступник метнул в неё камень. И объяснил: портрет напоминал ему мать, он посчитал, что та над ним смеётся. Хулиган, запустивший в картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" металлическую стойку, признался: виной всему алкоголь. Мужчину отправили за решётку, ущерб оценили в 30 миллионов рублей и четыре года кропотливой работы.
Александр Сапожников, художник-реставратор:
– В академической реставрации важно соблюдать святое правило: не мазать, а восстанавливать живопись только в пределах утрат авторского красочного слоя.
Защитить музейные сокровища позволяют металлические ограждения. Сегодня ту же "Мону Лизу" рассмотреть детально крайне сложно. Она находится на большом расстоянии от зрителей, да ещё и под пуленепробиваемым стеклом. Но скрыть все произведения искусства практически невозможно. Во-первых, слишком дорого. Во-вторых, мешает восприятию.
Николай Комаров, заведующий кафедрой живописи и графики Российской государственной специализированной академии искусств:
– Стекло – это плёнка. И хотя она вроде бы прозрачная и всё через неё видно, но, во-первых, это блики, которые даёт стекло, а во-вторых – искажение цвета и тона.
К тому же иногда подстраховка заканчивается нелепыми инцидентами. Так, туристка в Италии порвала картину XVII века, споткнувшись о низкую платформу, которая служила преградой для тех, кто в прямом смысле хотел прикоснуться к прекрасному.