Это интересно
Овощной оркестр
Морковные флейты, трещотки из баклажанов и трубы из цукини – это не персонажи детской сказки, а настоящие музыкальные инструменты. Артисты венского овощного оркестра делают их за час до выступления, а после – готовят суп и подают зрителям. Так что больше одного дня съедобные поделки не живут, в отличие от уникальных скрипок. Пошетта скоро отпразднует 350-летие.
Александра Давидюк, методист Российского национального музея музыки:
– Это буквально карманная скрипка, которая была главным орудием учителя танцев. С помощью такого инструмента можно было наиграть мелодию, задать ритм и показать движение в танце.
Управляться с мини-скрипкой гораздо сложнее, чем с обычной. Даже профессионалам трудно попадать в ноты. Поэтому на пошетте сейчас почти не играют. Как и на стеклянной гармонике. В своё время композитор Глюк, услышав этот волшебный звук, был поражён настолько, что обучился игре и вторым в мире решился на сольное выступление.
Лидия-Мария Кошевая, ассистент-стажёр Российской академии музыки имени Гнесиных:
– Инструмент был очень популярен у композиторов 18-19 века. Для стеклянной гармоники писали Моцарт, Бетховен, Рихард Штраус.
В Европе развернулось движение против инструмента: говорили, что его звон привлекает духов. После того, как во время концерта в Германии умер ребёнок, в некоторых городах гармонику запретили.
Умение играть на гусле, не путать с гуслями, передаётся из поколения в поколение. Исполнение песен под аккомпанемент данного инструмента внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В Российском национальном музее музыки хранится вдвойне уникальный экземпляр, он принадлежал знаменитому дрессировщику Владимиру Дурову.
Александра Давидюк, методист Российского национального музея музыки:
– Свою карьеру он начинал как силач, иллюзионист и даже клоун, но впоследствии увлёкся дрессурой животных. Что же касается инструмента, то Дурову его подарили в 1923 году коллеги по Петроградскому цирку, о чём свидетельствует надпись на деке инструмента.
Необычные инструменты можно увидеть не только в музее, но и в московском метро. Садора – авторское изобретение, которое объединяет этнические мотивы многих народов мира.
Сергей Садов, создатель садоры, композитор:
– Я музыкой занимаюсь давно. Отыграв лет двадцать музыкантом, почувствовал, что мне хотелось бы иметь несколько инструментов, звучащих одновременно. Я стал делать разработки, которые являются поли-инструментами. Это одновременно и древнеиндийский ситар, и арабский уд, наши русские гусли.
Обычно музыканты оттачивают мастерство годами. В 2000-х появилась альтернатива – инструмент, который позволяет почувствовать себя композитором каждому желающему, – глюкофон.
Лидия-Мария Кошевая, ассистент-стажёр Российской академии музыки имени Гнесиных:
– Он обладает очень расслабляющим, спокойным звучанием, часто его используют в медитациях, можно расслабиться после тяжёлого рабочего дня.
Самый большой глюкофон в мире – у нас. В сентябре 2021 года инструмент весом более 600 килограммов установили в Мурманске.