Крупным планом
Кристиан Диор: "Я бы очень удивился, если бы кто-то мне сказал однажды, что я стану законодателем моды"
Его отец был фабрикантом, разбогатевшим на производстве удобрений. Тошнотворные пары переработки накрывали город Гранвиль и все ворчали: "Диор развонялся". Никто и не представлял, какой смысл будет у этой фразы через полвека. Родители думали, что Кристиан продолжит дело, но он вырос и сказал, что хочет изучать искусство. Расстроенные родители отпустили его в Париж с условием, что он окончит Школу политических наук. И никакой богемы!
"Мне ничего не оставалось, как исследовать все закоулки нового, непредсказуемого Парижа. Он отличался космополитизмом и умом, а мы были рады тому, что живём в эти замечательные 20-е".
Получив бесполезное образование, он открыл картинную галерею, прогорел и отправился в турпоездку по СССР. Увидев истинное лицо социализма, он твёрдо решил разбогатеть и, вернувшись, пошёл к гадалке.
Всё началось с разбитого зеркала, сорвавшегося со стены. Дурной знак подтвердился: брат попал в сумасшедший дом, потрясённая мать умерла от горя, а отец обанкротился. Хорошо, что рядом были друзья.
Жан-Люк Дюфрен, реставратор музея Кристиана Диора:
– Несмотря на кризис, который все переживали, они дали деньги, чтобы помочь Кристиану. Вот так они любили его. И эти же самые друзья, когда он вернулся в Париж, сказали ему: "Давай, рисуй для "Фигаро". Ты же умеешь рисовать!"
Не выпуская карандаша из рук, он рисовал эскизы для модных журналов сутки напролёт. Пройдя собеседование в ателье, он вспомнил, что гадалка напророчила успех, который придёт от женщин!
"Я бы очень удивился, если бы кто-то мне сказал однажды, что я стану законодателем моды".
"Кристиан Диор – отличное имя для дизайнера", – подбадривал новый знакомый Марсель Буссак. Что там было между ними, неясно, но 42-летний художник стал хозяином бренда, а миллионер Буссак – спонсором дома моды Christian Dior. В мир моды он вошёл с триумфальным скандалом!
Пьер Карден, модельер:
– В районе Пигаль Парижа даже произошло столкновение. Люди были вне себя, потому что это выглядело провокационно. Учитывая нищету, вызванную войной, модельер осмеливался создавать платья, которые были ужасно дорогими и очень сильно отличались от остальных.
Во всём мире негодовали не только женщины, но и мужчины, чьи жёны опустошали их кошельки. Об этом Диор рассказал в единственном в жизни интервью компании CBS: "Меня грозили повесить, застрелить и изжарить. Вот послушайте из письма от мужчины из Топеки, штат Канзас: "И вот что ещё, Диор, если ты посмеешь появиться в Топеки, скотина, я вышибу из тебя дух".
Несмотря на угрозы, красота шествовала по миру, а имя Кристиан Диор стало символом изящной роскоши. В очереди за его духами и платьями "с душой", как считал кутюрье, теперь стояли голливудские звёзды.
"Где же был тот маленький дом моды, о котором я мечтал? Я упустил его, погрязнув в шуме неожиданной популярности".
10 лет славы можно было измерить 1500 километров израсходованной ткани или бессонными ночами. О том, что перед показом каждой коллекции он не спит и сомневается в себе, никто не знал. В 52 года одинокий и уставший от напряжения "император моды" поехал в Тоскану, к морю, и уже не вернулся. Его сердце остановилось. Когда-то гадалка ему сказала: "Ты построишь дом, но жить в нём будут другие". С тех пор в доме Кристиана Диора сменилось множество модельеров, не меняется лишь его стиль – "женщина, похожая на цветок".