Это интересно
Эмоции из древности
Они рвали доспехи врагов голыми руками. Да что там, собственными зубами! По 20 часов находились на поле боя и без устали сражались. Бесстрашные викинги были сильны не только физически, но и эмоционально. Самый известный в истории пример – скандинавские берсерки. Считалось, что их невозможно победить. А всё благодаря особому состоянию, в которое входили воины древности. Учёные называют его "синдромом берсерка". Современный человек такое испытать вряд ли может.
Юрий Бубеев, руководитель отдела психологии и психофизиологии ИМБП РАН:
– Здесь всё окрашено мифологией. Если разобраться, нужно привлечь понятия об изменённых состояниях сознания. Как у спортсменов при тяжёлых нагрузках или у женщин при родах. Когда изменяется восприятие боли, появляются внезапно дополнительные силы.
От транса берсерки долго отходили: впадали в депрессию и даже становились отшельниками. Это роднит их с дамами XVIII века. Правда, они намеренно напускали на себя хандру. А в XVI веке даже была мода на грусть.
Михаил Хорс, врач-психотерапевт:
– Есть разница между тем, как эмоционируют разные социальные группы. Понятно, что 300 лет назад этой красивой грусти предавались дворянки, которым делать больше было нечего. А обслуживали их крестьяне, которым некогда было грустить. Вот, пожалуйста, пример того, как разные социальные группы эмоционировали по-разному.
Нечто подобное испытывали монахи в Средние века и называли это ацедией. Под словом "ацедия" понимали апатию и полное нежелание служить в церкви. Считалось, что таким недугом заражали демоны. А ещё в Средние века люди постоянно испытывали чувство стыда. Это, конечно, знакомо и нам, но совершенно по другим причинам. Тогда каждый, кто любил свою законную супругу, обязательно стеснялся.
Наталья Толстая, врач-психотерапевт:
– Если мужчина и женщина поженились по взаимной любви, и он торопился к ней, чтобы обняться, это очень осуждалось обществом, так как думать следовало не о земном человеке, а о Боге.
Зато в современном мире зазорно испытывать чувство, которое наши предки называли замысловатым словом "авумбук". И считали вполне нормальным.
Наталья Толстая, врач-психотерапевт:
– Очень интересная эмоция. Если мы подумаем, то мы просто не произносим это вслух, но ощущения такие есть и по сей день. Допустим, у вас были гости, они прекрасно поужинали, попрощались. И тут вы понимаете, что они ушли налегке, а мы остались с немытой посудой, плохим настроением и ненужными разговорами. Раньше люди, испытывавшие состояние авумбук, брали миску с водой, ставили её на выходе. Эта вода как бы вбирала тяжесть, которую оставили гости.
А это чувство ещё 3 века назад относили к психическому расстройству. Диагноз "ностальгия" поставили в 1688 году студенту из Базеля. Молодой человек так истосковался по родине, что перестал ходить на занятия и чуть не лишил себя жизни. Современный человек воспринимает ностальгию как светлое чувство. А всё потому, что он просто не способен понять всю безысходность, которую ощущали до изобретения телефонов, интернета и самолётов.
Юрий Бубеев, руководитель отдела психологии и психофизиологии ИМБП РАН:
– Чувство ностальгии значительно изменилось. Народ стал гораздо более мобильным. Особенная ностальгия у космонавтов. Они просят фильмы с местами, где проводили отпуск. Вид чёрного космического пространства вызывает тоску по Земле.
Аборигенам на острове Ифалук, которых обнаружили англичане 300 лет назад, запрещалось испытывать "фаго" и "кхер". Эти эмоции осуждались племенем. А в современном обществе считаются положительными. "Фаго" – это аналог нашей жалости, а словом "кхер" аборигены называли восторг.
Ольга Киба, "Настроение"