Хит-просвет
О чём поёт "Пластилиновая ворона"?
Год 1980-й. Страна готовится к проведению Олимпиады. В художественный отдел центрального телевидения приходит бумага: сделать рисованные заставки ко всем видам спорта. У штатных специалистов это задание вызывает трудности. Тогда к работе привлекают начинающего мультипликатора Александра Татарского. У него получается настолько хорошо, что вместе с гонораром ему дают бонус – возможность снять собственный анимационный фильм.
За сценарием Татарский идёт к писателю Эдуарду Успенскому и делится с ним амбициозными планами: перевернуть представление о советской мультипликации. Весь фильм будет сделан из пластилина… и песен: чем чуднее, тем лучше.
Эдуард Успенский, писатель:
– Он сказал мне, сделай что-нибудь, типа жил-был один слонёнок. У меня было такое детское стихотворение, я за ночь написал, полная белиберда: почему там дворник с метлой, откуда там берётся слон... Но когда за белиберду берётся мастер, он всегда сделает экстра-класса произведение.
Музыку к "Пластилиновой вороне" написал друг Татарского Григорий Гладков. Ему так понравилось стихотворение Успенского, что мелодия получилась сходу.
Григорий Гладков, композитор:
– Я спросил Эдуарда Успенского, а почему такое: "А может, а может…"? Он сказал, что сделал монолог двоечника, который не выучил стихотворение. Может, мгновение, может, чудное, может, не чудное…
Безобидная, казалось бы, песня вызвала у цензоров много вопросов.
Эдуард Успенский, писатель:
– Она тогда казалась дико современной, какой-то модерн, который разлагает молодёжь. Мелодию хотели ухудшить, сделать тише. Но Татарский пустил на большой скорости, и получился весёлый мотив.
Худсовет "Ворону" не пропустил. Сослались на низкопробное музыкальное сопровождение. Во-многом, из-за Гладкова, чьё имя было никому не известно.
Григорий Гладков, композитор:
– Не член союза композитора – не имеешь права писать! Поднялся страшный шум в музыкальной редакции, все кричали – у нас план, композиторы стоят в очереди! А это какая-то самодеятельность, пришёл на худсовет с гитарой!
Неизвестно, сколько бы мультфильм пролежал на полке, если бы плёнка не попала в руки к авторам популярной в то время "Кинопанорамы" – Ксении Марининой и Эльдару Рязанову. "Пластилиновая ворона" привела их в восторг, и они выдали её в эфир без разрешения. Это грозило скандалом. Но премьерный показ прошёл с таким успехом, что уже на следующий день инцидент с запретами был исчерпан. Ленту отправили даже на всесоюзный телефестиваль, где, неожиданно для всех, она получила главный приз.