Люди настроения
Зиновий Гердт: "Нельзя жить слишком хорошо. Нужно портить себе удовольствие"
Младший сын в семье Храпиновичей родился в Витебской губернии ещё до революции. В еврейской школе он полюбил поэзию, дома – музыку. У мамы был прекрасный голос, и всю жизнь он помнил её колыбельные.
"Нельзя жить слишком хорошо. Нужно портить себе удовольствие".
За хорошей жизнью он поехал в Москву, где искал её под землёй, в Метрострое. Оттуда попал в театр рабочей молодёжи, взял псевдоним, а когда началась война, отправился на передовую, несмотря на бронь. С поля боя его, еле живого, вытащила медсестра, с которой он дружил потом всю свою жизнь.
"Кому нужен хромой артист", – подумал Гердт после войны и на костылях пошёл к Сергею Образцову в Театр Кукол. Он 45 минут читал стихи, а когда его приняли, стал ведущим актёром театра.
Конферансье Аркадий Апломбов покорил зрителей всего мира. Талант и яркость актёра выпирали даже из-за ширмы и стали раздражать "хозяина" театра. В министерстве культуры Сергей Образцов поставил ультиматум: "Или я, или Гердт!"
Пожалуй, единственным в жизни, чего он просил, была рука переводчицы Татьяны Правдиной, внучки знаменитого купца Шустова, с которой он познакомился на гастролях.
"Я понял, что на ней женюсь. Гром греми, земля перевернись, но я женюсь на этой женщине".
Татьяна Правдина, переводчик, жена Зиновия Гердта:
– Моей дочери Кате было 2,5 года, когда он пришёл знакомиться. Она потом спросила: "А он девочек любит?" Тут мы все захохотали и воскликнули: "Даже очень!"
Хромой мужчина невысокого роста пользовался огромным успехом у женщин. "У вас замечательный муж!" – говорили Татьяне. "Я вас понимаю", – отвечала она.
Сначала Зиновий Ефимович озвучивал закадровый текст и дублировал актёров кино. Говорили, что голос гения интонаций – не в связках, а в сердце.
А потом он и сам появился на экране. И уже не в эпизодах.
Роль Паниковского принесла ему славу большого артиста. Эту роль мог сыграть Ролан Быков. Когда Гердту показали пробы конкурента, он не мог сдержать смех. Он радовался успехам других и выше славы ценил благородство.
"Есть люди – они смотрят на тебя, а сами видят свою селезёнку. А есть люди, которые смотрят в мир. Их я люблю".
Дом Гердта был открыт для людей разных профессий. Его сердце отзывалось только на порядочность.
Сергей Юрский, актёр:
– Этот "иронист", этот насмешник был всегда полон поэзии. Вся его пластика была пластикой печали и прощания. И, безусловно, мужества.
Когда Гердту исполнилось 80, его наградили "Орденом за заслуги перед Отечеством" III степени. "То ли Отечество III степени, то ли Орден", – шутил юбиляр.
Его знал каждый зритель в стране. И любил. Кукловода, чтеца, музыканта, писателя… Артиста и Человека с большой буквы.